Любая система мотивации направлена на то, чтобы постараться выстроить с сотрудниками долгие и тёплые отношения. Важно понимать, что каждый человек пришёл поработать в компанию на какое-то время, и это уже ваша задача сделать так, чтобы текущее место работы было самым привлекательным на рынке труда.
Сделать это можно, воспользовавшись следующими идеями
- Зона, свободная для общения:
Создайте в своей компании пространство, где происходит постоянный обмен информацией. Так вы обеспечите удовлетворение такой базовой потребности людей, как потребность в безопасности и стабильности.
В ваших силах организовать так, чтобы информационные потоки шли без искажений и цензуры, оперативно и непредвзято. Помните, сотрудников серьёзно демотивирует формализм и показное единство, непонимание причин принятия тех или иных решений, а также просто молчание.
Такая неопределённость заставляет людей интерпретировать ситуацию по-своему, и, как правило, заканчивается это весьма плачевно. А вот открытость, даже если вы сообщаете плохие новости, способна воодушевить на свершения.
Также в вашу пользу сыграет привлечение сотрудников к принятию решений относительно удобного графика работы, выбора фитнес-центра для заключения корпоративного договора, формирования игротеки или определения места для новогодней вечеринки.
Особо отличившихся работников можно привлечь и к разработке стратегии развития компании.
- Возможности для карьеристов:
Это ещё один хороший мотиватор. Понимание того, как можно перейти с одной ступеньки профессионального развития на другую, — серьёзный двигатель. Он позволяет соотносить личные планы сотрудника с целями компании. Кроме того, обратите внимание на названия самих должностей.
Бывает, что приставки "старший" или "ведущий" бывает достаточно, чтобы заметно повысить заинтересованность человека в его работе. А если мы говорим про представителей поколения Y, то им в самый раз на визитках указывать что-то вроде "Спец 70-го уровня".
- Больше наглядности, хорошей и разной:
По факту, это использование некоторых игровых решений в бизнесе. Ведение чартов, рейтингов, конкурсных таблиц позволяет в режиме on-line показывать результаты работы. Устройте соревнование между отдельными сотрудниками или командами.
Для этого подойдёт любая доска или лист ватмана, на котором будет разлинована турнирная таблица. Введите цветовые обозначения, показывающие степень выполнения плана или достижения другой цели (жёлтый цвет — план не выполнен, зелёный — выполнен на 80%, оранжевый — выполнен полностью, а красный — перевыполнен).
Такие рейтинги позволяют абстрагироваться от конкретных цифр, но при этом являются очень наглядными. Естественно, что для разных категорий сотрудников вводятся разные цвета и создаются разные таблицы.
- Только цифры:
Ещё один вариант рейтинговой таблицы, отличающийся тем, что в этом случае показываются конкретные результаты. На двух — трёх досках или листах ватмана фиксируйте достигнутые сотрудниками результаты, например, динамику продаж.
Только вначале чётко пропишите критерии для оценки. Здесь же можно ставить планы на следующие месяцы. Этот менее гуманный способ, чем предыдущий, зато он отлично спускает сотрудников с небес на землю.
- Удар в гонг:
Повесьте в офисе на месте самого максимального трафика сотрудников гонг. Каждый раз, как только кто-то из них, например, успешно закроет сделку, совершит свою первую продажу, подготовит молодого специалиста к успешному прохождению аттестации и т.п., ударяйте в гонг, оповещая об этом событии весь коллектив. Только помните, таких событий должно быть не много, чтобы подчёркивать значимость достижений.
- Профессионалы своего дела:
Наверняка все из вас подводят итоги недели или месяца. Только кто-то делает это с целью дать нагоняй, а кто-то — похвалить, воодушевить и добавить фана. Придумайте две, три номинации из разряда "За лучшее…" и подготовьте призы. Это могут быть смешные мотивирующие грамоты, переходящая майка лидера, кубок, корпоративные сувениры, вкусняшки к чаю, билеты в кино на премьеру и т.п.
- "Дай порулить":
Наверняка у вас в школе или в вузе проводились дни самоуправления. Почему бы делать аналогичные, и в вашей компании? Финансовые показатели за один день серьёзно не пострадают, а вот эффект будет отличным.
Всего на один день поменяйте сотрудников местами, конечно, несколько ограничив их в полномочиях. Например, командируйте менеджера по продажам в производственный цех, технолога — в отдел маркетинга, а логиста — в бухгалтерию.
Сотрудники, оказавшись "в чужой шкуре", очень быстро понимают, что "все профессии важны, все профессии нужны". А уж, сколько после такого перевоплощения возникает тем для неформального общения, и не перечислить.
- Идеи — почтой:
Повесьте в офисе почтовый ящик, куда все желающие будут опускать свои рацпредложения, новые идеи, варианты по усовершенствованию чего-то и смелые, бесшабашные разработки.
Из самых авторитетных и нейтральных сотрудников соберите комиссию, которая на регулярной основе будет просматривать всю приходящую корреспонденцию и выбирать победителей.
Можно поощрять и тех, кто занял второе и третье место, особо отметив идеи, сложные для воплощения в жизнь, но содержащие юмор, смекалку и наблюдательность.
Первое же место присуждайте тому сотруднику, чьи идеи компания может начать воплощать в жизнь прямо сейчас. А идеи призов — смотрите выше.
- Работа над ошибками:
Регулярно проводите обучающие встречи, где в самой безопасной и спокойной обстановке обсуждайте сложные и проблемные ситуации, срывы и промахи. Ни в коем случае не превращайте это общение в разбор полётов. Наоборот, такие встречи — отличная возможность поделиться секретами профессионального мастерства.
Можно даже делать их тематическими и игровыми. Например, "день новых способов работы с возражениями клиентов".
- Самым — самым:
С помощью тайного голосования, например, через корпоративную социальную сеть, раз в месяц определяйте тройку лучших. Причём, в отличие от пункта шестого, здесь вы задаёте совсем другие критерии для оценки. А именно: сотрудники компании оценивают партнёрскую поддержку, предложение конструктивных решений, оптимизм, готовность делится опытом и т.п. Какие призы и подарки придумать, уверен, вы уже знаете!