"С чего начать?" — пожалуй, это самый частый вопрос, который задаёт себе каждый начинающий предприниматель при составлении бизнес-плана для создания будущего бизнеса, с использованием высоких технологий и Интернет.
Что бы сильно сэкономить себе больше нервных клеток и бессонных ночей, рекомендую для начала составить документ облегчённого формата, этакий "наколеночный" бизнес-план, где должна быть изложена суть интернет-проекта. Этот документ должен быть кратким и увлекательным. Его цель — заинтересовать потенциального инвестора, ведь первое впечатление это самое важное и у вас, возможно, не будет второго шанса его произвести.
Предлагаю вот такой "скелет" бизнес-плана, который можно сделать прямо сейчас:
- Первая фраза должна содержать конкретное предложение, о необходимости проинвестировать средства в ваш стартап-проект на определённых условиях.
- Далее следует краткое и очень чёткое описание идеи интернет-проекта:
- Зачем эта идея?
- Сформирован ли под эту идею рынок, каков его объём?
- Можно ли идею воплотить в продукт?
- Целевая аудитория, портрет клиента.
- Краткое и чёткое пояснение коммерческой привлекательности интернет-проекта:
- Прототип продукта или MVP (minimum viable product).
- Максимально реалистичная стоимость продукта. Обоснование стоимости.
- Как зарабатываем (модель монетизации).
- Обязательно указать объём инвестиций и их предназначение.
- Возможность осуществления инвестором прибыльного "выхода":
- Будет ли возврат на инвестиции значительно превышать показатели по рынку, компенсируя высокие риски инвестора?
- Краткая информация: о команде, рынке, активах (в том числе авторской ИС).
- Выполнить расчёты (если есть данные) по ключевым параметрам инвестиционной привлекательности интернет-проекта:
- Прогнозируемый IRR.
- NPV.
- ROI.
- Защищённость конкурентного преимущества:
- Кто конкуренты?
- Предлагается ли создать конкурентоспособный интернет-проект и будут ли пользоваться спросом его товары или услуги?
- Реалистичные и обоснованные прогнозы роста продаж (6 месяцев, 1 год):
- Можно ли этот продукт продать, т.е. кто уже покупает?
- Можно ли масштабировать продажи?
- Можно ли продать будущий стартап-проект и кому?
- Способна ли Ваша команда построить этот бизнес? Согласие основателя интернет-проекта на участие инвестора в управлении проектом.
Адресат. Это тоже очень важный момент. Не нужно писать этот документ исключительно "под инвесторов" и перегружать его цифрами. Вам могут помочь не только те люди, у которых вы надеетесь получить деньги. Кто-то инвестирует в вас деньги, кто-то — время, кто-то — связи, опыт в бизнесе или свои знания.
Все эти люди хотят понимать, зачем это нужно. Одни получают за это долю, другие — деньги, а третьи надеются, что вы поможете им заработать. Но все хотят быть уверенными: то, что вы затеваете — серьёзная идея, она проживёт долго и принесёт ожидаемую прибыль.
И, пожалуй, двенадцать.
Выходите на рынок без долгов и кредитов! Например, некоторые известные гуру инфобизнеса, стали продавать свои тренинги по развитию бизнеса — в кредит, чтобы максимально увеличить сумму среднего чека с каждого участника. А затем, просто не выполняют данные "обещания", сваливая все неудачи на самих участников.
Долг, в принципе противоречит природе раскрутки старатап-проекта с нуля. Я против одалживания денег. Особенно надо избегать ответственности и поруки личным имуществом за "призрачный" бизнес. Если и стоит одалживать деньги, то будучи уверенным, что этот долг принесёт вам ещё больше прибыли, а в случае провала у вас не будет проблем с кредиторами и законом. Имейте ввиду, что при долгах выигрывают только банки.