Сегодня многие компании сталкиваются с трудностями при поиске новых сотрудников. Причём это касается как менеджеров по продажам, так и кандидатов на другие вакансии — в офис или на производство.
Зачастую это происходит потому, что компании допускают множество ошибок ещё на этапе составления и публикации вакансий. И в итоге либо приходит слишком мало соискателей, либо те, кого удалось отобрать по конкурсу резюме, совершенно не подходят.
Давайте разберём основные ошибки, которые часто встречаются на практике при размещении вакансий о поиске сотрудников.
Вакансия не продаёт
90% вакансий составляются просто ужасно. Создаётся впечатление, что авторы сделали все, чтобы к ним в компанию ни один человек резюме не прислал.
В данном случае, мне кажется, что можно использовать тот же самый подход, что и в продажах. Только здесь мы продаём не товар или услугу, а возможность работать в нашей компании, трудиться и получать за это достойнее вознаграждение. Следовательно, многие правила, применимые к продающему рекламному объявлению, будут полезны и при публикации вакансий.
Вакансия должна быть составлена так, чтобы каждый потенциальный кандидат хотел просто мечтал попасть к вам на работу. Это касается общего описания, слогана, требований, и самое главное, — списка задач и обязанностей.
Непонятная должность
Заголовок вакансии тоже имеет значение. Очень часто можно встретить такую вакансию — "менеджер по работе с клиентами". Учитывая, насколько многообразен функционал сотрудника, догадаться о том, кого ищет компания удаётся не многим. Поэтому и резюме будут отправлять далеко не все.
Эту вакансию я встречал в практике у других компаний при поиске продавца, кассира, менеджера по активным продажам, операторам в офис, клиентским менеджерам, сотрудникам службы сервиса, и это ещё не полный список.
Важно: указывайте "понятное" и конкретное название должности, ещё лучше — использовать несколько вариантов.
Не указан срок
Вакансии размещаются так, словно планируется искать кандидатов вечность. В итоге, многие соискатели просто не высылаю своё резюме, к чему торопиться?
Кстати, особенно ужасно смотрятся вакансии, висящие годами. Сразу же складывается ощущение, что или в компании дела идут отвратительно, или они куда-то перепродают своих сотрудников.
Выставлена мизерная зарплата
Размер заработной платы при поиске вакансий — очень важный параметр. Многие порталы о работе даже при фильтре предложений от работодателей показывают такие объявления хуже, после вакансий с указанной зарплатой.
Большинство руководителей рассуждает так: нужно указывать размер оклада, каким бы он не был маленьким, ведь это те деньги, которые мы гарантируем к оплате. А остальные — бонусы, проценты, надбавки, премии и прочее, — как повезёт. В итоге сумма зарплаты указывается как "от 10000 рублей", что смехотворно выглядит среди прочих вакансий.
Указывайте реальную сумму вознаграждения, которую кандидат может получать на руки. Также хороший отклик дают вакансии с указанным интервалом: "зарплата от 25000 до 170000 рублей".
Вакансия размещается в 1–2 местах
Ещё одна из часто встречающихся ошибок — объявление о работе размещается в паре мест. Обычно это бесплатные порталы по трудоустройству, хорошо, если самые крупные. Например, в Екатеринбурге это Rabota66 и раздел работа на городском портале Е1.
Здесь опять же хорошо работает подход из продаж: чем больше каналов привлечения клиентов (в нашем случае — кандидатов) будет использовано, тем лучше.
Написаны общие слова
Ещё одна распространённая беда 95% вакансий — общие слова с непонятным смыслом. Кандидат должен быть "ответственным", "нацеленным на результат", "пунктуальным", "порядочным", "честным", "исполнительным" и пр. Что интересно, руководители в большинстве случаев с трудом могут объяснить, что именно они имели ввиду. Зато указывают в вакансиях эти требования по принципу "так все пишут".
Грамматические ошибки
Моё любимое — это грамматические ошибки в вакансиях. Наверное, уже скоро целая коллекция наберётся. Например, как это: "требуится курьер на сваей авто". А дальше — набор требований, как к космонавту.
Такие ошибки говорят о неуважении к кандидатам, и многие сильные соискатели просто пропустят такую вакансию мимо.
Не реагировать на отклики
Ещё одна распространённая ошибка — никак не реагировать на отклики соискателей. Не перезванивать им, не отписываться о получении резюме. Пускай шлют, а когда у нас накопится 50 кандидатов, мы ими займемся.
Рынок труда очень быстро обновляется, и "срок жизни" кандидата может составлять считанные дни. Когда человек ищет работу, она рассылает своё резюме в десятки и сотни организаций, и выйдет туда, где на приемлемых для него условиях работа будет предложена раньше.