Пришло время поговорить о благотворительности.
В целом можно сказать, что различные духовно-религиозные учения своими, порой противоположными путями, приходили к утверждению одних и тех же нравственных принципов и постулатов, в том числе касающихся материальных благ. К наиболее важным из них можно отнести: восхваление милосердия и благотворительности как важнейших добродетелей.
В "Книге Мёртвых", в эпоху Нового Царства появляется раздел "Венец оправдания" и так называемая "негативная исповедь", клятва, которую должен был произнести на посмертном суде египтянин, там говорилось: "Я не делал различия между собой и другими. Я давал хлеб голодному, воду — жаждущему, одежду — нагому, ладью для переправы — не имеющему её".
Аналогичные идеи можно найти в иудаизме, христианстве и исламе, где посмертная участь определяется, в конечном счёте, способностью сострадать и помогать нуждающимся, делиться с ними.
Некоторые индийские учения, как, например, джайнизм, включали деятельную помощь:
- дать пищу голодному;
- воду — жаждущему;
- одежду — бедному;
- крова — странствующему.
Заметим, что в даосской традиции пороки душевные ведут к болезням тела. Следовательно, если человек хочет обрести здоровье, он должен быть абсолютно здоров духовно.
Благотворительность считалась неотъемлемым условием этого, поскольку, как и всякая добродетель, способствуют правильной циркуляции энергии в организме.
В древнем даосском трактате "Изложение ста болезней. Восхваление ста лекарств" говорилось:
Небрежно обращаться со слабым — и беззащитными — это болезнь.
Поделившись с человеком, раскаиваться в этом — это болезнь.
Помогать бедным и давать просящим подаяние — это лекарство.
Тайной добродетелью творить милосердие — это лекарство.
Имея богатство, быть милосердным — это лекарство.
В отличие от даосизма, конфуцианство относилось к собственности и богатству как обязательным атрибутам людей, занимающих высокое социальное положение.
"Если страна следует Дао, стыдно быть бедным и не в чести. Если страна не следует Дао, стыдно быть богатым и в чести", — Луньюй, VIII,13.
Другими словами, если в обществе царит нравственный порядок, то бедность есть следствие лени, неумения, невежества. Такой бедняк — "неуч".
Если же в обществе расшатаны нравственные устои, то богатство, скорее всего, будет связано с обманом, грабежом, насилием и другими пороками. Такой богач — "ничтожество" (цзянь). При этом Конфуций и его последователи стремились к относительно равномерному распределению материальных благ.
Ислам не отделяет веру от дел и этики, неверие практически отождествляется с отсутствием милосердия и отказом помочь нуждающемуся.
"…Он не уверовал в Бога великого, не позаботился о пище бедного" (Коран, 69: 33–34).
Мы нигде не встретим требования или одобрения такой помощи от бедного человека, отдающего последнее, все эти нравственные законы относятся к богатым людям.
Если вы ещё не богаты, вам это не обязательно, сначала разбогатейте, а вот тогда — пора. Везде речь идёт о строгом соответствии нравственным принципам — бедным, страждущим и путникам следует дать пищу, питье и кров. От себя добавим и лекарство в наш просвещённый век.
Запомним это, и больше не нарушаем мировые устои, раздавая деньги в долг на новые туфли, мебель, машины и прочее.
А теперь домашнее задание, которое не обязательно выполнять. Слишком трудно.
Самое лучшее, что вы можете сделать для своей финансовой свободы, это выписать на бумагу всех, кто вам должен, обзвонить этих людей, и сказать, что вы прощаете им все долги. Бумагу сжечь. Вы свободны.