Беседу ведут Юрий Свирин и Татьяна Аржаева.
Справка:
- Юрий Свирин — фотограф, который слышит мысли.
- Татьяна Аржаева — бизнес-тренер, консультант с неформальным подходом к делу.
Татьяна Аржаева: Позволь, в самом начале я спрошу про твой очень необычный слоган: "Фотограф, который слышит мысли". Как он появился? Ты сам придумал или кто-то подсказал?
Юрий Свирин: Я сторонник того, что клиенты, заказчики дают одни из самых лучших советов. Важно их только замечать. После того, как несколько мои заказчиков в конце фотосессий сказали, что я — фотограф, который слышит мысли, подумал: "Почему бы именно эту фразу и не взять в качестве своего слогана и позиционирования?"
Татьяна Аржаева: И получилось очень завлекательно, на мой взгляд! Читая такой слоган, хочется задать вопросы о нем, о тебе, начать общение. Предлагаю начать?! Помнишь, некоторые актёры рассказывают: "Вышел фильм на экраны и я проснулся (проснулась) знаменитым (знаменитой)"? Подразумевая, что была жизнь "до", а теперь есть "после". И эта жизнь "после" гораздо вкусней! Но… актёры снимаются в фильмах.
Юрий Свирин: А ещё певцы?! У певцов и певиц ведь тоже так бывает — спели песню и все в их жизни поменялось. Они получили свой шанс на успех, реальный шанс. Или писатели?! Поэты?! Художники?!
Татьяна Аржаева: А что можно сделать деловому человеку, который в фильмах не снимается, песен не поёт, картин не пишет? Создать новый продукт? И про это снять фильм, документальный или художественный? Сделать успешным бизнес, а потом про это написать бизнес-роман, повесть или сборник секретов успеха? Инструментов, безусловно, много! Как маркетолог, продающий специалист, управленец я могу рассказать о сотнях и даже тысячах. Но не все из них позволяют деловому человеку чуть ли не мгновенно, да при помощи визуальных (наглядных) образов получить эффект, да так чтоб ещё и долгоиграющий. Деловая фотография, на мой взгляд, один из таких инструментов. Поэтому предлагаю поговорить именно о ней, благо что мало рассказывают и пишут на эту тему. Соответственно и относятся к ней. Что скажешь?
Юрий Свирин: Верно! Обычно, если нужно получить деловую фотографию, все происходит "на бегу". Позвонили знакомому фотографу, а чаще всего просто попросили коллегу, обозначили время, одели любимый костюм, причесались, дамы подкрасили губки, слегка подрумянили щёчки, выделили минут 5, думая в процессе съёмки о делах и поглядывая на часы. Всё.
Татьяна Аржаева: А в итоге получается стандартная фотография, со стандартными позами, жестами, да ещё порой закрытыми, формальной мимикой. А самое грустное, что ещё и безличностная, когда индивидуальности, самого человека не видно. Кстати, Юрий, а может так и надо — деловая же фотография?
Юрий Свирин: Я бы сказал, что можно так. А можно лучше. Кстати, предлагаю чуть позже более подробно разобрать роль личности в деловой фотографии. Итак, есть вариант "пойдёт", "сойдёт", "на паспорт", а есть вариант "лучшее". В первом случае результата — нет, во втором — ещё какой!
Татьяна Аржаева: Юрий, как профи в этом деле, скажи — какой может быть результат у фотографии, в том числе деловой, бизнес, коммерческой? "Понравилась — не понравилась", — так судит большинство моих знакомых. "Разве может быть что-то ещё?" — спрашивают они. А если да, то может приведёшь примеры?
Юрий Свирин: Результат конечно же может быть! Более того — должен! Приведу несколько примеров и не только из области бизнес, деловых фотографий.
Татьяна Аржаева: Реальные истории!? Это интересно! С какой начнёшь?
Юрий Свирин: Начну с истории про себя любимого под кодовым называнием "эффект котёнка" или как я чуть не остался жить в Казахстане. Дело было несколько лет назад — 5–6. Приехал я с ребёнком как-то к тёще погостить. А она в первый же день озадачивает меня вопросом про последнего котёнка. Всех раздали, а этот остался. Раздавать котят сложно — там многие котов держат. Вот она и придумала целый план по устройству рыженькой кошечки в хорошие руки. Но для начала нужно было её сфотографировать, что я и сделал. Почти весь день я ходил за Рыжулей и наконец-то подловил момент для удачного снимка. Слегка обработал, выложил в Интернет и ушёл гулять с ребёнком. Примерно через час — полтора возвращаюсь, а тёща довольная спешит мне на встречу — котёнка уже забрали, а звонки во всю продолжаются.
Но история на этом не заканчивается. В этот же день ко мне подходит тёща с телефоном в руках и просит поговорить со звонившими, которые спрашивают меня — фотографа. Оказывается, это молодая пара, у которых предстоит в ближайшее время свадьба. И им нужна love-история. Пара не простая — это талантливые и весьма состоятельные молодые люди. Время поджимает, а подходящего фотографа они найти никак не могут. Случайно увидев снимок котёнка, они поняли — я тот, кто им нужен! В итоге я не только снял им love-историю, но и свадьбу. А свадьбы в Казахстане по количеству гостей существенно отличаются от наших. Поэтому я практически год безвылазно жил в Казахстане не испытывая недостатка в клиентах. Прошло много времени, но я до сих пор регулярно езжу в Алматы, Астану на съёмки. Фактически Алматы, благодаря этому снимку, стал моим вторым городом, а Казахстан — моей второй страной.
Татьяна Аржаева: Вот так котёнок. А из мировой практики можешь привести аналогичные случаи, когда фактически одна фотография изменила если уж не все, то хотя бы многое?
Юрий Свирин: Да, и в большом количестве! Например, Марио Тестино, британский фотограф перуанского происхождения, в буквальном смысле открыл миру Жизель Бюндхен, ставшей самой богатой супермоделью мира. До этого многие в ней видели недостатки, в то время как Тестино увидел и показал в ней нечто завораживающее.
Татьяна Аржаева: Гм… Получается, что он разглядел и сумел показать в ней нечто особенное! Давай вернёмся к историям из твоей практики — ты ведь обещал несколько.
Юрий Свирин: Конечно! Расскажу ещё одну историю, которая на самом деле не единственная, а часто происходит. Ко мне обращаются девушки, женщины с желанием сделать такую фотографию, чтоб устроить свою личную жизнь — найти вторую половинку, выйти замуж.
Татьяна Аржаева: И… находят?
Юрий Свирин: Ещё как! Например, одна приятная дама с двумя детьми поделилась историей своего замужества. Расставшись когда-то с мужем и уже порядком устав от одиночества, она решила наладить личную жизнь и попытать счастья в браке во второй раз. Честно говоря, она не очень — то верила в это: двое детей от первого брака, в то время как некоторые мужчины своих родных бросают… Мы сделали ряд снимков и один из них она выложила на сайте знакомств. Среди многочисленных поклонников, был тот, кто отличился особой настойчивостью и галантностью. Через 3 месяца после выкладки фотографии на сайте, она и её, активно проявивший себя, поклонник подали заявление в загс.
Татьяна Аржаева: А мужчины с подобными запросами обращаются?
Юрий Свирин: Бывает! Реже, конечно, чем женщины. Но бывает. Результат тот же — находят!
Татьяна Аржаева: А ещё примеры? Теперь что-нибудь, связанное с продажами, бизнесом?
Юрий Свирин: Легко! Был как-то любопытный случай, кстати тоже не единственный. Знакомому надо было продать машину. Ему её оценили, но нам же всегда, когда мы что — то продаём, хочется цену поставить повыше, чтоб получить побольше. Мой знакомый не стал исключением. Вот он и обратился ко мне с просьбой — сфотографировать машину так, чтоб её можно было выставить по более дорогой цене. В итоге он её продал на 15% дороже обозначенной оценщиками цены, без торга и в тот же день, когда выложили фотографию. Есть похожие примеры с мебельного рынка, мехового и др.
Татьяна Аржаева: Юрий, а может ли быть аналогичной эффект у деловой фотографии?
Юрий Свирин: Конечно! Из последнего. Владелец серьёзного бизнеса активно участвует в текущей деятельности — так как это его любимое дело, в которое он вкладывает сердце. Однако он столкнулся с тем, что несмотря на наличие контактов с потенциальными партнёрами, клиентами по телефону и в переписке, встречи проходят сухо. Он решил, что поможет встречи сделать более тёплыми наличие его фотографии в деловой подписи. Люди будут видеть его, запоминать, узнавать, и понимать, что его бизнес — реален, а сам он — открыт к общению! В итоге получилась фотография, которая сохраняет серьёзность и даже некоторую природную суровость мужчины, но при этом, благодаря мягкой и доброжелательной полуулыбке, располагает к общению. Доверительный эффект, которого хотел добиться заказчик, был получен. Потенциальные партнёры на встречах его моментально узнавали, были открыты к общению, ответные письма стали более расширенными по содержанию, да и телефонные переговоры носили более конструктивный характер.
Татьяна Аржаева: Ты уже догадываешься, наверное, о моем следующем вопросе… Юрий, как добиться желанного результата? Поделись секретами и полезными советами для деловых людей, которым нужна эффектная и эффективная фотография.
Продолжение читайте в второй части: Деловая фотография как способ изменить всё! "Эффект пудры в мировой истории 20 века".