Многие презентации, на которых я бывал, напоминали мне одну детскую игру. В детстве мы с друзьями любили играть в "Глухие телефончики". Получалось всегда примерно вот так: у нас, конечно, всё было не так трагично, но утверждение, имевшее смысл в начале, в конце становилось абсолютно бессмысленной чушью. И чем больше людей играло в игру, тем большей чушью становилось начальное утверждение.
Почему так происходит?
Люди "мыслят" образами. Например, я скажу вам — собака.
Какую собаку вы представили? Овчарку, лабрадора? Эта собака бежит, сидит? Уверен, каждый представил что-то своё.
Посредством языка вы пытаетесь вызвать аналогичные образы в мозгу вашего собеседника. Но одно и то же слово вызывает у нас разные картинки, тут и начинаются проблемы с передачей информации. Плюс к этому — люди регулярно отвлекаются, пропуская часть информации, или просто могут что-то не расслышать. И чем более абстрактное понятие мы пытаемся объяснить, тем сложнее нас понять!
Чем это нам грозит?
Трудно переоценить негативное воздействие этого явления:
- 90% аудитории плохо запоминает информацию.
- Попытки перевести абстрактные понятия в картинку требуют больших усилий, а это снижает мотивацию вашей аудитории.
- Высокая мозговая активность аудитории создаёт у людей ощущение, что время выступления тянется бесконечно.
Как не допустить такой ситуации?
Для того чтобы ваши презентации были эффективны, делайте все возможное, чтобы убрать лишние уровни абстракции:
- Вместо того чтобы описывать внешний вид чего-либо, просто нарисуйте это.
- Вместо того чтобы объяснять, как что-то звучит, просто издайте этот звук.
- Вместо того чтобы нахваливать блюдо, дайте его попробовать.
- Вместо того чтобы рассказывать о мягкости ткани, дайте её потрогать.
Например, вспомните абзац про собаку. Согласитесь — так более наглядно!
Как этот механизм работает в презентациях
На форуме, посвящённом развитию предпринимательства, один из выступающих долго рассказывал, как "легко" пользоваться их сервисом. Он демонстрировал слайды, тыкал рукой в экран, что-то выделял и подсвечивал, рассказывая, как это "должно" работать. Народ скрипел мозгами, напрягал воображение, пытаясь представить весь этот процесс.
Хотя гораздо эффективнее, на мой взгляд, было бы просто самому сесть за компьютер и "вживую" показать несколько функций. Наглядно демонстрируя лёгкость их использования! Благо современные технологии позволяют выводить весь процесс на экран проектора.
Обратимся к опыту одного из лучших презентаторов в мире, Стиву Джобсу.
Демонстрации имеют большое значение в каждом выступлении Стива Джобса. Во время презентации iPhone надо было объяснить людям преимущества работы с этим телефоном. Поэтому Стив Джобс прямо со сцены демонстрировал:
- Как легко искать контакты и устанавливать конференц-связь, сделав несколько звонков на глазах аудитории.
- Как удобно искать нужные вам учреждения с помощью приложения-карты.
- Как пользоваться интернетом и плеером и т.д.
Согласитесь, было бы непросто объяснить все это на словах или просто картинках.
Вывод
Демонстрации делают ваши презентации более понятными, позволяя слушателям быстрее уловить то, что вы пытаетесь им объяснить. Кроме того, демонстрации не дают вашей аудитории заскучать. Поэтому подумайте, а что можно продемонстрировать в ваших презентациях?
Безусловно, у демонстраций есть свои правила и особенности, но о них в продолжении этой статьи.