Много лет провожу собеседования и периодически делаю некоторые срезы — выводы на основании того, что вижу и слышу от кандидатов и работодателей.
О чём надумала сейчас и чем хочу поделиться? Тема старая, избитая, но не потерявшая своей актуальности. Наоборот, я бы сказала, что она начинает звучать острее.
Обозначу её как "начало профессионального пути". Если сформулировать её коротко, то звучит она так: "Перед тем, как отправляться получать какой-либо опыт, особенно в самом начале пути, определите, чему, на самом деле, вы хотите научиться, и для чего этот опыт вам в дальнейшем понадобится".
Теперь подробнее.
Все, кто отбирают персонал для себя или своих клиентов, сталкиваются с сотнями кандидатов с довольно большим послужным списком, которые долгие годы что-то делали на своих рабочих местах, но не особо задумывались, так ли они выполняли свои функции, почему и для чего они делали именно так. В головах большинства соискателей творится хаос, разобраться в котором довольно сложно не только кому-то со стороны, но часто и самим обладателям этого хаоса.
Почему такое происходит? Потому что, к сожалению, мало у кого в голове есть заложенные, осознанно заложенные стандарты деятельности, которые можно тиражировать, переносить с одного места работы на другое, которым можно обучить другим.
Как у нас относятся к новичкам, молодым специалистам? На словах, им рады, их хотят получить на стажировки, чтобы заполучить самых перспективных сотрудников для себя в будущем. Но по факту на них часто "свешивают" ту рутину, которую не хочется выполнять работникам. Или ими затыкают срочно образовавшиеся дыры в замен ушедшего или заболевшего сотрудника, не горя желанием чему-то научить по-настоящему, раздражаясь медлительности и непонятливости новичка.
Либо, если это уже молодой специалист с законченным образованием, у опытных сотрудников появляется некий стёб: "Ну, давай, дерзай! Ты же у нас самый умный " И молодёжь начинают "дерзать", кто как может и кто во что горазд. Самостоятельно разрешая проблемы, которые у него регулярно появляются. И они это воспринимают именно как проблемы, от которых нужно поскорее избавиться, а не как рабочие ситуации, разумное решение которых как раз и позволяет наращивать свой профессионализм.
Конечно, можно возразить мне, что так новички учатся самостоятельности и ответственности, и это на их же благо. "Нас-то также в воду бросали, и ничего, выплыли же, людьми стали".
Это теоретически. А практически чаще мы получаем другую историю: они замыкаются в себе, перестают доверять и начинают скрывать не всегда удачные результаты своих экспериментов. Хорошо, если у человека сильно развиты рефлексия и аналитика, чтобы понять, что происходит на самом деле. Что задача решается очень уж мудрено и сам процесс решения не приносит удовлетворения. Но: эти выводы ему нужно всё-таки с кем-то обсудить, чтобы новичок смог увидеть лучшее решение, и в следующий раз такую или подобную ситуацию решить уже по-другому.
Для этого нужен наставник, знающий тонкости профессии, и, что очень важно, любящий своё дело. В любом деле "дьявол кроется в деталях", их лучше показать сразу, возможно, не один раз. Иначе можно начать "срезать углы", не понимая, что именно эти мелочи могут принципиально улучшить или ухудшить ситуацию. А ещё важно научить любить профессию, все то, что в ней есть и хорошее, и не очень, тогда работа будет в радость на долгие годы.
Когда этого не происходит, не оказывается рядом старшего товарища, новички перестают расти, как профессионалы. Формируются такие "профессиональные старички", которые, по большому счету, "отбывают срок" в своей профессии.
В это же время в их головах и руках формируются какие-никакие (чаще именно никакие) стандарты деятельности, которые человек несёт с собой дальше по жизни.
А ещё закрадывается обида, что ему "не дали, а спрашивают". И не возникает желания делиться чем-то в дальнейшем со своими коллегами или подчинёнными, чему-то учить других. Потому что самим было очень тяжело, причём бессмысленно тяжело.
А дальше всё нарастает уже почти "само", как снежный ком. Каждое новое место работы только добавляет хаоса и недовольства к уже имеющемуся. И вроде бы и стаж идёт, а качественного прироста нет, в том числе выраженного и в деньгах. И удовлетворения от работы нет, хочется уйти в другую сферу, т.к. здесь уже "Всё ясно, ничего нового для меня нет".
Но печаль в том, что придя в новую сферу или новую компанию, цикл повторится, и результат будет примерно тем же самым. И персональщицы всё время будут попадаться на пути "тупые, ничего не понимающие" и руководители "сами не знающие, что им нужно". Это когда раз за разом будет идти отказ, который они никак не связывают со своим низким уровнем профессионализма.
Кто-то понимает, что для перехода на качественно другой уровень компаний или должности, ему всё-таки нужны в голове стандарты, на которые можно затем, как на скелет, наращивать мясо и накачивать мышцы, и переходит, пусть с понижением, в структурированную, организованную компанию, чтобы обрести вИдение всей системы или своей работы. Тогда и происходит у кандидата выход на другое качество профессиональной жизни.
Интересным и показательным подтверждением того, что мои рассуждения на заданную тему имеют место быть, стали несколько разговоров примерно в одно и то же время с людьми разных профессий: директором крупного производства, заведующим реанимационным отделением крупной больницы, парикмахером с 40-летним стажем. Все они говорили о важности первого опыта и наличия или отсутствия профессиональных наставников в лице более опытных коллег или руководителей.
Для кого получился мой пост? Для широкого круга читателей.
Для молодых специалистов: подумайте, какой именно опыт вы хотите получить и ищите компании и конкретных специалистов, которые могут его обеспечить.
Для родителей молодых специалистов: подумайте, так ли хорошо ваше собственное предприятие или компания ваших друзей и родственников, или пресловутый Газпром, с точки зрения качества опыта, который ваш ребёнок там получит? Или всё-таки вы заботитесь о своём комфорте и безопасности, оставляя своё чадо под присмотром доверенных лиц?
Для руководителей разного уровня: приглашающих к себе на стажировку и начало работы: подумайте, чему конкретно вы можете научить молодёжь, что можете дать такого, за что потом самим будет не стыдно перед своими же коллегами и самими собой.
Понимаю, что мой пост, особенно последние абзацы, могут звучать пафосно. Но все мы отвечаем за качество рынка труда, на котором всем нам предстоит трудиться, тафталогично, но факт, ещё ни один десяток лет. Именно мы его и формируем своими сознательными или разгильдяйскими поступками.
Думаю, если в этом вопросе у всех участников рынка труда, прямых и косвенных, добавиться хоть немного осознанности и ответственности за то, что делаю конкретно я, мы все будем в выигрыше. Чего я всем нам искренне и желаю.