Что можно считать публичным выступлением? Есть ли разница в том, как готовиться к выступлению на 5–7 человек или на 100–500? Сегодня предлагаем начинающим ораторам советы профессионального тренера по технике речи.
Начну с того, что публичным можно считать любое выступление, будь то доклад на собрании в 5–7 человек или презентация перед залом, где сидят 100–500 человек. Обратите внимание, что публичное выступление — это монолог. А вот переговоры один на один с деловым партнёром публичным выступлением не являются, так как это, скорее, диалог.
К любому публичному выступлению свой речевой аппарат обязательно нужно готовить в той или иной мере. К публичным выступлениям на большую аудиторию, естественно, подготовка должна быть более тщательной.
От манеры поведения выступающего также напрямую зависит, примет вас зал или нет. Если перед вами всего несколько человек, то атмосфера в зале более домашняя, доверительная, выступать проще. Но когда в зале много народу, спикер должен прямо таки фонтанировать, ему самому должно быть "в кайф" то, что и как он делает на сцене. И тогда публика это чувствует и тоже заражается его внутренним огнём.
Но когда перед вами всего несколько человек, ваш внутренний огонь должен быть мягким и тёплым, он не должен бушевать, иначе сожжёт всю атмосферу зала. Нужно быть более сдержанным.
Но и в том и в другом случае смотрите людям в глаза! Постарайтесь создать ощущение, что разговариваете с каждым, всё видите и чувствуете. Если аудитория большая, то и точек зрительного контакта должно быть много, но не мельтешите, реально постарайтесь увидеть сидящих перед вами людей.
Если это камерное совещание, уделяйте внимание каждому присутствующему, периодически обращаясь на него взглядом, старайтесь вывести на обратную связь, пускай даже невербальную.
Итак, о технике речи.
Ваш дикционный аппарат должен быть размят перед любыми переговорами или выступлениями, чтобы вас понимали, и можно было в какой-то мере манипулировать слушателями. Итак, начинаем работать над вашей техникой речи.
Перво-наперво мы учимся дышать. Мы должны понять, как работает наше дыхание, какие мышцы при этом задействованы. В теле у нас не должны быть никаких ненужных зажимов. Отправной точкой дыхания должна быть середина живота. Дыхание из неё должно свободно выходить через нос и рот и озвучивать все те мысли и эмоции, которые мы хотим вложить в головы наших слушателей. На тренингах по технике речи в самую первую очередь мы учимся именно этому — правильно дышать.
Есть различные техники постановки голоса, кто-то считает, что нужно быть полностью расслабленным, а кто-то — что нужно иметь жёсткую дыхательную опору. Но очень мало говорится о том, что главное — это научить человека просто контролировать своё дыхание во время выступления.
Ведь мы практически все дышим не так, используем для дыхания не те мышцы. Конечно, можно стоять перед залом и через каждые два слова хватать ртом воздух, но это будет негативно влиять и на качество речи, и на самочувствие выступающего, и, в конце концов, на качество всего выступления.
Идём дальше.
Гипотетически научившись правильно дышать, перед выступлением, чтобы хорошо звучать, мы должны разогреть наши резонаторы. Когда человек хорошо и объёмно звучит, его приятно слушать, от него не устаёшь. Самые важные резонаторы у нас находятся в носу, во рту и в груди. Грудной резонатор отвечает за низкие звуки. Носовой резонатор — за звуки средних частот, и головной резонатор — за высокие.
Так как высокие звуки менее приятны для человеческого слуха, чем низкие, головной резонатор мы будем использовать редко, исключительно для придания голосу разнообразия.
Кстати, бывают хорошо поставленные голоса, но они такие громкие, монотонные, с одной и той же мелодикой. Естественно одну и ту же "песню" слушать на протяжении полутора часов очень тяжело. Поэтому вам, как ораторам, нужно использовать все ресурсы, где-то сказать повыше, а где-то пониже, делать смысловые паузы и смотреть в глаза своим зрителям. Но вернёмся к разминке…
У профессионального оратора разминка перед выступлением занимает минут 10–15. Он подышал, помычал, размял артикуляционный аппарат, то есть губы, язык, расслабил челюсть, размял немножко верхнее небо и расширил гортань. И эти три составляющие — дыхание, резонаторы и дикция — являются основными составляющими для успешного публичного выступления.
Ну и, конечно, мысли. Потому что, как бы ты ни умел красиво играть своим голосом, если говоришь полную ерунду, то люди это сразу понимают, перестают слушать и начинают хихикать. Существуют правила подготовки самого содержимого для выступлений, но это тема для другой статьи.
А мы с вами продолжим о технике речи. Что делать, если у вас в процессе выступления задрожал голос? Ну, во-первых, это значит, что у вас сбилось дыхание. Зная, какие мышцы надо включить, а какие — расслабить, мы выравниваем дыхание и голос дрожать перестаёт. Отчего голос дрожит? От волнения. А чтобы излишнее волнение снять, мы на тренингах обычно осваиваем специальные дыхательные техники.
Если голос начинает дрожать и срываться, значит, вы перестали дышать диафрагмальным дыханием, потерялся контроль над телом. Посредством правильного дыхания состояние выступающего легко гармонизируется, лишнее волнение уходит. С практикой правильное дыхание становится привычкой, и всякое волнение на сцене исчезает.
Подведём итоги:
- Дышим животом.
- Разогреваем свои резонаторы с помощью звуков "м-м-м-м-м".
- Разминаем дикционный аппарат: проговариваем скороговорки, делаем гимнастику для губ, языка, расслабляем челюсть. Обязательно пробуем проговорить начало своего выступления.
Я не рекомендую непосредственно перед выступлением пить что-либо, кроме чистой воды. Крайне не желательно пить алкоголь, который, казалось бы, должен снять напряжение. Но на самом деле он просто тормозит нервную систему. А нам этого не нужно (помните про внутренний огонь?). Нам лучше научиться снимать напряжение естественными методами — контролем над дыханием и телом, например.
Не рекомендую также чай, кофе, газировку, леденцы типа "Холлс", семечки — все, что сможет спровоцировать сухость горла или его раздражение. Хотя бы за полчаса перед выходом на сцену постарайтесь ничего не есть. От сытного обеда вас будет клонить в сон. В общем, я скажу так: "Выступающий должен быть немножко голодным и не пьяным".
Тем, кто простыл, а выступление никак не отменить, я рекомендую накануне вечером сделать ингаляцию. В фарфоровый заварочный чайник налить кипятка, не доливая до носика несколько миллиметров (чтобы не обжечься, когда будете вдыхать через носик чайника пар). Туда же капнуть несколько капель эвкалиптового масла или же положить конфету "Холлс", или две таблетки валидола. Ещё добавляем чайную ложку сливочного масла и вдыхаем пары через носик чайника примерно пять минут. Горло и бронхи во время ингаляции будут как бы покрываться лечебной плёночкой. И далее до выступления стараемся как можно меньше говорить.
Во время выступления мы говорим не столько голосом, сколько резонаторами. И поэтому, хорошо открывая рот и правильно используя резонаторы, мы, в принципе, можем сделать свой голос менее больным, чем это есть на самом деле.
Изучение теоретических основ не поможет вам стать оратором, если не начать выступать самому. Поэтому нужно, где только возможно, выступать, выступать и выступать. Появилась необходимость сделать презентацию — вы должны быть самым первым, кто согласился это сделать. Появилась возможность сказать тост — вставайте и говорите.
Пусть сначала ваши выступления будет несколько корявыми, но мы же растём и набираемся опыта!