Среди многих руководителей распространено мнение о том, что при любой проблеме в бизнесе первом делом надо заняться обучением сотрудников.
Такие руководители рассуждают приблизительно следующим образом: "Главная проблема в магазине — не просроченный товар и не беспорядок на полках. Главная и единственная проблема, которая влечёт за собой все остальные, включая недостачи, воровство и невыполнение плана — необученные сотрудники". Получается сказочная картина, что достаточно правильно обучить сотрудников, так чтобы они все знали и умели, и всё встанет на свои места. А если этого не происходит, то плох тот специалист, который проводил обучение. При этом запрос на обучение таких руководителей звучит как: "Мне бы обучить моих сотрудников, а то они плохо работают" и далее идёт перечисление направлений работы, которые страдают. Или ещё вариант, когда озвучивается очень общая проблема, что показатели подразделения хромают и поэтому нужно обучить сотрудников. Только в том ли проблема, что у сотрудников не достаточная квалификация?
На самом деле проблема, конечно, может быть в том, что сотрудник не знает базовых правил, проходящих акций и других элементарных вещей. Только этому учатся очень быстро и специальный человек для этого чаще всего не нужен, так как постигнуть науку поиска просроченного товара, наведения порядка на полках и тому подобному сотрудник способен самостоятельно. Ведь у каждого есть руки, ноги, глаза и голова на плечах, чтобы разобраться в базовых процессах. А вот в том, чтобы это прошло быстрее может помочь, например, наставник.
Поэтому осмелюсь утверждать, что за большинство задач в бизнесе отвечают именно руководители и от степени профессиональности их руководства зависит, будут ли решены рабочие задачи, или они перейдут в проблемы. В управлении персоналом есть элементарное базовое правило — нет контроля > не нужно выполнять, так как это неважная часть работы. Ведь контролируется только то, что действительно важно. Сотрудники, как и люди в целом, очень похожи на детей. Они самостоятельно делают только то, что им интересно. Для сложных, не приятных дел, или дел, которые не сказываются прямо на них, самоконтроля будет явно не достаточно.
Поэтому я со своими коллегами из команды "Живые люди" позволю себе переформулировать идею таких руководителей. Главная проблема в магазине, если у вас постоянно есть просроченный товар, бардак на полках, огромные недостачи, систематическое невыполнение планов — это некомпетентные руководители. Они не обеспечили сотрудников необходимой информацией, не ознакомили с текущим функционалом и правилами, не договорились об ответственности и не ввели последствия, не контролируют задачи и не мотивируют на их качественное и своевременное выполнение.
Вот таким руководителям прежде всего и нужно постоянное обучение и его реализация на практике. Необходимо научить их управленческим навыкам, дать необходимые полномочия и ресурсы для управления и обеспечить необходимость применения на практике. И так выше по пирамиде управления. Поэтому чем профессиональнее глава компании, чем лучше он умеет учиться и совершенствовать свою работу, тем профессиональнее его подчинённые и успешнее бизнес.
Начинайте обучение с себя, потом распространяйте опыт на коллег и в вашем бизнесе не будет проблем.