С чего начинается бизнес
С вашего желания. Путь к собственному бизнесу пролегает от фантазии к мечте, от мечты к цели, от цели к плану. Но случается так, что за планом красивым и подробным и становится не видно той самой мечты, которая позвала в путь.
Мы теряем источник, дающий энергию для развития бизнеса, и стремление к мечте сменяется гонкой за выполнением плана.
Я предлагаю "сломать" бизнес-план так, чтобы увидеть за ним наши цели и мечты, а после этого собрать его заново. Сделать так много-много раз, пока жёсткая колея бизнес-плана не превратиться в гибкого проводника к мечте.
Идеальный бизнес-план
Качества, которые характеризуют идеальный бизнес-план:
- Помогает продвижению к целям, которые стоят перед вами и вашим бизнесом. Это значит, что вы всегда ясно видите цели, и в любой ситуации они остаются на первом месте.
- Позволяет изменить цель. Когда цель находится перед глазами, то в любой момент можно проверить, актуально ли для нас её достижение. Если цель больше не мотивирует, то её можно изменить.
- "Любит" меняться с изменением окружающей обстановки. Когда бизнес-план готов к изменениям мы ищем и используем возможности и ресурсы, которые неожиданно появляются у нас на пути. Можем гибко обходить препятствия и идти быстрее, поймав попутный ветер. Идеальный бизнес-план "любит" меняться и искать лучшие способы достижения цели.
- Показывает чёткий путь к цели. Делая выбор мы ищем точки опоры для принятия решения, такой опорой и должен служить бизнес-план. Он помогает осознанно двигаться к цели, продумывая путь заранее.
Бизнес-план, обладающий этими свойствами будет не просто гибким, он будет развиваться, изменяться и расти вместе с вашим бизнесом и окружающим миром.
Подготовка к созданию бизнес-плана
- Видение: напишите каким вы представляете свой бизнес через год? А через 3 года? И через 5 лет? Пишите о том, чего вы хотите, каким вы видите компанию через это время. Каких целей вы хотите достичь за каждый из этих периодов? Главное сфокусироваться на себе и писать о том, чего вы действительно хотите для собственного бизнеса. Выберите цели которые вас вдохновляют и мотивируют.
- Миссия: напишите зачем и как вы будете двигаться к целям, которые поставили на предыдущем шаге, ваши жизненные принципы и цели, на основе которых будет построена работа компании. Напишите свою миссию по отношению к продукту, клиентам, технологиям, конкурентным преимуществам. В чём суть миссии опишите в философии компании.
- Стратегические цели: для реализации видения с помощью миссии какие промежуточный задачи вы должны решить. Можно разделить их на 7 направлений: положение на рынке, инновации, маркетинг, производство, финансы, управление персоналом, менеджмент. Поставьте цели для каждого из этих направлений. Выберите основную цель, которая, как вам кажется, будет больше остальных способствовать реализации вашего видения.
Составляем план
- Возьмите стратегическую цель, которую вы выбрали. Вы можете её достичь за 3 месяца? Если нет, то поставьте подцель, которую реально достичь за 3 месяца.
- Опишите какой результат должен быть в конце каждого месяца, чтобы через 3 месяца вы достигли поставленной цели.
- Составь план действий по неделям. Какого результата вы хотите достичь к концу каждой из недель.
Меняем план
- В конце каждой недели смотрите вперёд. Как изменились ваши планы на следующую неделю? Измените план на следующую неделю так, чтобы он лучше соответствовала вашему нынешнему состоянию.
- В конце каждого месяца посмотрите вперёд. Переформулируйте цель на следующий месяц. Как её сделать точно соответствующей вашему нынешнему состоянию? Измените план на следующий месяц, чтобы он помог быстрее достичь вашей цели на 3 месяца.
- В конце квартала (каждые три месяца). Запишите результаты к которым вы пришли за 3 месяца. Пересмотрите ваши стратегические цели. Что в них нужно изменить? Поставьте цели на следующие 3 месяца.
Почему 3 месяца? Как показал опыт это хороший срок для движения в одном направлении и проверки эффективности ваших идей. Если вы будете менять цели чаще, вам будет сложно двигаться, вы будете стоять на месте и "дёргаться" в разные стороны. За три месяца вы поймёте интересно ли вам заниматься проектом, увидите в правильном ли направлении вы идёте.