Вчера проводил бесплатный семинар в Новосибирском бизнес-инкубаторе для настоящих и будущих малых предпринимателей (были не только из Новосибирска, но и из соседних сельских районов). Сам предложил тему: "Выбор результативных бизнес-идей для малого бизнеса, работа с ними до старта бизнеса и на этапе его "раскрутки". И вот в каких своих мнениях я укрепился, чем и хочу поделиться.
- После спада "волн" влияния на потенциальных "рекрутов в малый бизнес" (в городах, конечно, в сельской местности об этом почти никто и не слышал) проектов "Бизнес-молодость" (его уже нет в живых!) и "Инфобизнес" (жив, курилка!), интерес к малому бизнесу из эмоционального, слава Богу, перерастает в рациональный.
Словом, я давно не наблюдаю, и не увидел и там тех, кого я (пусть меня простят за консерватизм) называю "мальчиками с горящими глазами и рюкзачками за спиной": аудитория была в основном до 30 лет, но и в основном стремились узнать что-то о реальном бизнесе: производство, торговля, услуги "оффлайн". Даже не было тех, кого сегодня иногда называют "интернет-франшизиками": прикупившими какой-либо онлайн-продукт и теперь не знающими, как "отбить" вложенные во франчайзинг деньги. Это, на мой взгляд, здорово!
- Здорово было и то, что все, без исключения, очень уважительно относятся к тому, что делает сегодня Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска. И все высказали пожелания и надежды на то, что курс и технологии работы, которые использовала в своей работе команда Сергея Дьячкова, были бы использованы и дальше преумножены его приемником.
Далее уже идёт то, что я бы отнёс к разряду "не очень здорово":
- По прежнему, силён известный из старых анекдотов стереотип у начинающих и даже действующих предпринимателей: "мы академиев не кончали, этим и гордимся". Мы — "заряженные" мечтой о бизнесе самоучки, на том стоим и стоять будем. Словом, приходилось по многу раз разъяснять простейшие экономические термины, основные правовые нормы гражданского и трудового права, базовые понятия бухгалтерского учёта и налогообложения…
На том вынуждены были и остановиться, хотя планировали разобрать такие вопросы, как финансово-правовые механизмы взаимодействия с инвесторами, использования объектов интеллектуальной собственности, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли. Увы, если дальше будет всё-так же, то даже бизнес-проекты уровня "Услуги груминга домашних животных" и "Выезд мастера-очумелые ручки" могут оказываться не реализованными или долго буксующими. При наличии всё тех же большой эмоциональной заряженности на бизнес и отличной практической сметливости их авторов. Ну не 20-е годы прошлого века (годы НЭПА) сегодня у нас!
- Много делается в нашем городе и в нашей области в плане обучения и консалтинга для стартующего малого бизнеса. Но очень мало, на мой взгляд, для уже действующего. Хотя именно он сегодня — второй "становый хребет" экономики и социальной сферы. Для сравнения могу привести пример "энергично-динамичной" Томской области. Там усилия власти акцентируют именно на тех предпринимателях, кто успешно борется с кризисом и настроен на развитие своего бизнеса. Нужно (хотя это может показаться и излишним) системное, короткое и очень практичное обучение действующего бизнеса за счёт бюджета. Тогда такие небольшие вложения смогут стать действенным катализатором деловой активности и результативности для многих субъектов МСП (опять обращаю внимание на опыт Томской области).
- Очень слабая информированность субъектов малого бизнеса об экономических и политических реалиях и трендах, о новациях в нормативной базе ведения бизнеса (хотя и, как я уже говорил, и в базовых нормативных актах), о действиях власти, вообще — о деловой и политической жизни города и региона. Как уже неоднократно предлагал раньше, хочу это делать и на этот раз: нужно хорошее информационное государственно-частное партнёрство власти и бизнеса! Для этого власти достаточно выбрать в качестве информационных партнёров портал "ДК" (как основную интегрированную информационно-аналитическую площадку), и портал "ДаБи" — как основную учебно-деловую. И их продвигать на всех своих очень многочисленных информационных ресурсах. Что бы эти порталы стали "настольной книгой" каждого действующего и будущего предпринимателя, чиновника. Да и тех, кто занят образованием на всех его уровнях (порой там оторванность от реалий жизни просто ошеломляет!) Тогда бы, уверен, и собственники этих ресурсов постарались бы их довести до уровня этих самых "настольных книг".
В заключении хотел бы отметить: определённые новации в отношении работы с субъектами МСП нужно внедрять быстро и решительно! Иначе не заметим, как в условиях длительного кризиса упустим и тех, кто сегодня действуют, но отнюдь не "Гиганты" (в прямом и в переносном смысле этого слова), и надолго отобьём желание становиться на путь малого бизнеса у рассудительных и сметливых людей.