Многие люди допускают существование Душ и, следовательно, существование Духов, но отвергают возможность общаться с Ними потому, говорят они, что Существа нематериальные не могут действовать на материю. Это сомнение основано на незнании натуры Духов, потому что представляют Их Существами отвлечёнными и неопределёнными, что совершенно несправедливо.
Представим себе Духа в его соединении с телом. Дух (вечное начало) есть Существо главное, потому что Он есть Существо мыслящее и переживающее. Следовательно, тело физическое есть не что иное, как временная принадлежность Духа, оболочка, которую Он сбрасывает с себя, когда она изнашивается. Кроме этой материальной оболочки, Дух имеет ещё одну (астральное тело) — полу-материальную, соединяющую Его с первой. После смерти человека его Дух освобождается от первой, но не от второй.
Оба тела не вечны: бессмертно только божественное начало. Физическое тело умирает в несколько лет, а астральное перерождается в несколько тысячелетий.
Эта полу-материальная оболочка, имеющая человеческую форму, составляет для Духа эфирное, воздушное тело, которое хотя и невидимо для нас в своём нормальном состоянии, но обладает некоторыми свойствами материи. Итак, Дух не есть некая отвлечённость, а Существо определённое и ограниченное очертаниями, которому недостаёт только быть видимым и осязаемым, чтобы походить на человека.
Почему же не действовать Ему на материю? Не потому ли, что Его тело эфирно? Но разве невесомый свет не производит химического действия на материю весомую? Мы не знаем внутренних свойств астрального тела, но предположим, что оно составлено из материи электрической, световой или какой-нибудь другой, столь же тонкой, почему же оно не может иметь тех же свойств, будучи направляемо Волей?
Остаётся теперь вопрос, может ли Дух общаться с человеком, то есть может ли Он меняться с ним мыслями. Почему же нет? Что такое человек, как не Дух, заключённый в теле? Почему же свободный Дух не может сообщаться с пленённым Духом, как свободный человек с человеком, закованным в цепи?
Так как Души находятся везде, то не естественно ли думать, что Душа того человека, который нас любил при жизни, посещает нас, что Она желает общаться с нами и, что Она употребляет для этого средства, которые имеет в своём распоряжении?
Во время жизни своей не действовала ли Она на своё тело? Не Она ли управляла движениями его? Почему же после смерти своей, с согласия другого Духа, связанного с телом, Она не может позаимствовать это живое тело, чтобы проявить свою мысль, подобно тому как немой прибегает к помощи говорящего, чтобы его поняли?
Сомнение относительно существования Духов происходит от незнания Их истинной натуры. Вообще Их представляют Существами особыми в творении, необходимость которых не доказана. Многие знают о Них только из фантастических сказок, которыми их убаюкивали в детстве. Не стараясь узнать, не имеют ли эти сказки в основании своём истины, люди поражаются только их нелепою стороною.
Но какую бы мы ни составляли себе идею о Духах, верование это основано на существовании разумного начала вне материи, она несовместима с совершенным отрицанием этого начала.
И так…
Как скоро допускают существование Души и её индивидуальность после смерти, то необходимо допустить также, что:
- Натура Её отлична от натуры тела, потому что, раз освободившись от него, Она не имеет более его свойств.
- Она пользуется самосознанием, потому что Ей приписывают радость или мучение, иначе Она была бы существом бездейственным и тогда для нас было бы все равно, что и не иметь Её.
- Душа после смерти тела должна отправляться куда-то.
Что же с нею делается и, куда Она улетает? По общепринятому верованию, Она идёт на Небо или в Ад.
Но, где же Небо и, где Ад? Прежде говорили, что Небо наверху, а Ад внизу. Но, что такое верх и низ во Вселенной. То, что в известную минуту составляло верх, по прошествии двенадцати часов будет низ. В настоящее время астрономия и геология разрушили "жилища", назначенные для Душ, и особенно с тех пор, как теория о многочисленности миров размножила их до бесконечности. Так как учение о назначении определённого места для Душ не может согласоваться с данными науки, то поэтому другое учение, более логичное, назначило Им жилищем не место, ограниченное пределами, а все пространство Вселенной: это целый невидимый мир, среди которого мы живём, который нас окружает, с которым мы находимся в беспрестанном соприкосновении. Но в таком случае, что же сделается с будущими наказаниями и наградами, если отнять у Них назначенные Им места? Души черпают свои счастье и несчастье в самих себе, участь Их подчинена Их нравственному состоянию. Души не иначе достигают высшей степени, как только усиленным старанием улучшить себя после целого ряда испытаний.