Очень часто в последнее время на своих занятиях и консультациях получаю вопрос от собственников малого бизнеса: что и как сегодня правильно делать? Последний подобный вопрос прозвучал полчаса тому назад. Эти же вопросы нередко задаю и себе самому, поскольку имею свою личную маленькую "бизнес-империю", и есть ещё предпринимательские амбиции на её развитие и расширение.
Как всегда, не претендуя на "истину в последней инстанции", высказываю своё субъективное мнение в надежде на то, что кому-нибудь поможет.
Сам сегодня исхожу в поисках ответов на эти вопросы, и рекомендую это делать другим, исходя из следующих предпосылок:
- Экономические санкции в отношении России будут действовать как минимум до очередных выборов Президента в 2017 году (требования "Антанты" однозначны: вернуть Крым), а там санкционеры "будут посмотреть", как говорят в бизнесе. И если наши-коллеги-друзья из Америки не сумеют до этого "обрушить стоимость нефти" до 25–30$. за баррель, то будет медленная рецессия экономики, а если сумеют, то… мягко говоря, "не медленная рецессия".
- Следовательно, многие рынки будут постоянно "сжиматься" по причине неуклонного снижения покупательской способности (это будет и на рынках B2Y и на рынках B2B), переключения на более экономное потребление, психологического зажима, замораживания инвестиционных проектов, секвестирования расходов в бюджетной сфере (в т.ч. и на стимулирующие выплаты бюджетникам). На рынках В2В правительство будет делать многое для развития и даже возрождения отдельных отраслей экономики и отдельных предприятий, для их защиты от импорта — там в некоторых сегментах сегодня есть, и будут дальше даже рост производства. Но таких отраслей не очень много, да и "под раздачу привилегий" далеко не все попадут.
- Богатые люди (действительно богатые!) станут ненамного беднее, их не станет меньше — их бизнес (магазины, предприятия) достаточно мобильные в товарном ассортименте, малорентабельные бизнесы (которые были "для души") они спокойно закроют (законсервируют на время, продадут или просто "повесят на них замок").
Или же из "очень богатых" они станут "просто богатыми". Их привычки потребления и объёмы потребления останутся почти прежними. А вот "средний класс" в виде мелких предпринимателей, "белых воротничков" и "высоко квалифицированных синих воротничков" постоянно будет редеть, пополняя класс "не очень обеспеченных людей", а то и "мало обеспеченных". Будет неуклонно расти сам класс "мало обеспеченных людей". Поэтому большинство людей (и их становится всю больше) начинают переориентироваться на рациональное, и даже экономное потребление.
В этих условиях можно и нужно начинающим и очень мелким предпринимателям действовать так:
- Для развития оставлять бизнес-идеи, которые позволят людям экономить не время, а реальные деньги. Либо позволят дозарабатывать или сохранять рабочие места. Либо потреблять недорогие товары и услуги первой необходимости. Либо существенно снижать себестоимость продукции. Исключение — работа в премиальных товарных сегментах, хотя и там покупатели в кризис ведут себя более рационально, нежели в тучные годы.
- Мало рентабельные и тем более — убыточные бизнесы (направления бизнесов) решительно закрывать, если там не видно перспектив на год вперёд. Хотя следует видеть правовые, финансовые и репутационные потери от таких закрытий. Но если не видно перспектив — то, как говорится, "лучше ужасный конец, чем ужас без конца".
- Крепкому бизнесу, с хорошим запасом финансовой прочности, хорошей репутацией, конечно, лучше бороться и ещё раз бороться за "живучесть корабля": делать манёвр продукцией и ценами, снижать себестоимость дозволенными методами, повышать эффективность рекламы, обучать коммерческий и руководящий персонала, отсекать нерентабельные и убыточные проекты развития. Можно также подумывать о том, что бы "прикупить подешевле" продаваемые в кризис бизнесы.