Однажды на одной лекции по философии профессор пришёл на лекцию с пустой трёхлитровой банкой.
— Эта банка совершенно пуста, правда? — обратился он к студентам.
— Да, — закивали в аудитории в ответ.
Тогда профессор взял небольшие камушки, около трёх сантиметров в диаметре и засыпал их в банку.
— Как по вашему, теперь банка полная? — снова спросил профессор.
— Да, теперь полная! — недоуменно ответили студенты.
Тогда профессор взял горошек и стал снова засыпать его в банку, потряхивая её так, чтобы горошек заполнил пустые места, оставшиеся между камнями. И вот весь стакан горошка оказался в банке.
— Как вы думаете, теперь эта банка полная? — снова спросил профессор.
— Да, конечно, — хором ответили студенты.
Профессор достал из стола ещё одну коробку. На этот раз в ней был песок. Он аккуратно стал засыпать его в банку. Мелкие песчинки заполнили все оставшиеся просветы и всё закрыли.
И снова профессор спросил:
— Полна ли сейчас банка?
— Теперь она точно полна! — уверенно отвечали студенты.
Тогда профессор достал из-под стола кружку с водой и вылил её в банку. Смочив песок, вода полностью вместилась в банке.
Студенты смеялись.
— Я хочу вам сказать, — начал профессор, — что банка эта ваша жизнь.
В ней есть место для главных вещей — любовь, здоровье, семья, дети, друзья — все те ценности, без которых жизнь не имеет смысла. Это камни.
Кроме того, в жизни могут быть и второстепенные вещи (горошек). Это вещи, которые стали важными лично для вас: работа, дом, автомобиль.
Песок — это всё остальное. Мелочи, из которых складывается каждый наш день.
Если сначала засыпать песок, не останется места для камней и горошка. Точно так и в жизни. Если каждый день распыляться на мелочи, то можно упустить главное. Не тратьте всю энергию на мелочи. Почаще занимайтесь главным — играйте со своими детьми, уделяйте время любимым, отдыхайте с друзьями.
Занимайтесь камнями! Всегда найдётся время для работы, уборки дома. Определите свои приоритеты, иначе песок займёт всё.
Профессор замолчал и отвернулся к доске.
Тогда одна студентка спросила:
— Скажите, пожалуйста, что же означает вода?
— Спасибо, я рад, что вы спросили! Я это сделал для того, чтобы показать, что как бы не была заполнена ваша жизнь, в ней всегда найдётся место для праздного безделья.
На самом деле, притча эта дошла до наших дней ещё со времён суфиев, как одна из самых наглядных иллюстраций организации времени и жизни.
К нашему времени придумали довольно много способов и приёмов, способных помочь нам в этом. Например — всем известный тренинг по управлению временем (тайм-менеджмент).
В отличие от суфийской притчи, он, возможно, и не затрагивает глубокой философии и осмысленности приоритетов нашей жизни, но, за то, даёт совершенно конкретный и эффективный инструментарий — как это делать.
Историческая справка
Одним из самых известных людей, создавших систему управления временем (основы которй мы даём на тренингах по тайм — менеджменту), является Бенджамин Франклин.
Бенджамин Франклин (1706–1790) — известный американский учёный, изобретатель, писатель, философ и государственный деятель. Пятнадцатый ребёнок в бедной семье, Бен Франклин стал одним из образованнейших и известнейших людей своего времени благодаря неуёмной тяге к знаниям и работе над собой. Он самостоятельно освоил несколько профессий, изучил французский, испанский, итальянский языки, латынь. В течение 20 лет Франклин издавал "Пенсильванскую газету" и почти 30 лет — литературный журнал "Альманах бедного Ричарда". Он открыл первую в США публичную библиотеку, создал Американское Философское Общество и основал Пенсильванский Университет. Заинтересовавшись физикой, Франклин самостоятельно прошёл путь от полного профана до учёного с мировым именем, сделал важнейшие открытия в области электричества и создал теорию кораблестроения. По сей день широко используются такие изобретения Франклина, как громоотвод, электрический запал, бифокальные очки, летнее время и т.д. Кроме того, Франклин — один из наиболее видных политических деятелей Америки. Он был одним из авторов Декларации независимости США и под ней стоит его подпись. В годы борьбы Америки за независимость Франклин был посланником в Европе и заключил союзный договор с Францией, а затем и мирный договор с Англией. И это ещё далеко не полный список того, чем прославился этот удивительный человек.
Как он успевал заниматься всеми этими делами сразу? Рассказывают, что он столкнулся с острой нехваткой времени, и тогда он изобрёл систему управления временем, которая позволила ему действовать в несколько раз эффективнее обычного человека.
Системы хронометража, которым учат на многих курсах управления временем, "направлены назад" — в их основе лежит учёт уже использованного, отработанного времени, это своего рода дневник того, что сделано.
Система Франклина же "направлена вперёд" — она работает с тем, что должно быть сделано.