Теория лидерства, основанного на харизме, возникла в 20 веке, и её автором был немецкий социолог Макс Вебер. Его описание харизматического лидера сводилось к следующему: "Человек, который отличается от большинства и к которому окружающие относятся, как к одарённому… исключительной властью и исключительными качествами, недоступными для обычного человека, связанными с божественным происхождением или с исключительным положением, и на основании этого данная личность воспринимается как лидер".
Согласно Веберу, харизматические лидеры — это те, которые несут коренные изменения и трансформации. Он определил харизму как "центральное качество отдельной личности". Подобные личности вызывают эпохи великих изменений или переворотов, поскольку люди склонны видеть в авторитарной фигуре своего поводыря. Исходя из этого, харизматических лидеров делают в большей мере обстоятельства, чем их собственные способности.
М. Вебер отмечает, что власть харизматического лидера сильно зависит от его успеха. Когда такой лидер побеждает, окружающие склонны приписывать это его сильным сторонам и его таланту. Однако в случае поражения ореол исключительности, который обычно сопровождает харизматического лидера, мгновенно рассеивается. И это неудивительно, поскольку поражения обнаруживают тот факт, что эти люди не всегда обладают необходимыми способностями.
В это время как особенности харизматического лидерства серьёзно изучались социологами и политологами в 1960-х годах, специалисты в области менеджмента и структуры организации начали присматриваться к этому явлению только в конце 1980-х — начале 1990-х. Специалисты по теории менеджмента стали придавать большое значение этой теории менеджмента и считали качества харизматического лидера определяющими в достижении успеха. Согласно их точке зрения, эффективное лидерство зависит от умения руководителя произносить зажигательные и воодушевляющие речи, в которых говорится о блестящих перспективах, ожидающих компанию в будущем; а также от способности лидера к выразительным и символическим жестам, направленным на то, чтобы вызвать у слушателей сильные эмоции и заставить их откликнуться на сказанное.
Профессор Рэкеш Хурана, преподающий организационное поведение в Гарвардской школе бизнеса, в своей книге "В поисках спасителя компании", объясняет, чем вызвана столь широкая популярность этой теории. Он отмечает: "Харизматический лидер обладает исключительной способностью вдохновлять и мотивировать своих работников, а также внушать доверие аналитикам и инвесторам". Как видно из исследования, проведённого профессором, этим качествам часто придавалось основное значение в достижении управленческого успеха. Р. Хурана пришёл к выводу, что "стратегическим, политическим и другим способностям менеджера часто не придают значения, считая их скучными и ограниченными или просто игнорируя их как незначительные".
Многие компании, по мнению профессора, в 1990-х годах потерпели поражение по той простой причине, что они принимали на работу управленцев только из-за ярко выраженной харизмы, а вовсе не потому, что те были хорошими руководителями. Он приводит несколько примеров серьёзных промахов в бизнесе, которые были вызваны тем, что руководство компании приняло на работу "спасителей", вместо того чтобы присмотреться и адекватно оценить тех, кто на самом деле был способен выполнить необходимую работу.
Патриция Руссо, исполнительный директор компании Lucent Technologies, различает понятия личность и способности:
"Харизма, достоинство — это хорошо. Но в конечном итоге результат приносят способности, компетентность и хорошие лидерские качества. Вы можете обладать какой угодно харизмой, однако, если вы не в состоянии вести вашу команду, быть хорошим руководителем и стремиться к результату, то это не имеет никакого значения. Все ваши призывы будут не более чем состоянием воздуха, если за ними ничего нет. Так или иначе, будущее все равно придёт, и тогда станет видно, исполнилось ли то, что вы предрекали".
Другой топ-менеджер, Джон Миллер из компании АОL, так же как и Патриция Руссо, разделяет понятия компетентности и харизмы. Он объясняет, почему харизматические лидеры часто упускают из виду то, что необходимо для выживания компании:
"Харизматический стиль поведения не имеет ничего общего со способностью обслуживать ваш рынок и эффективно работать с клиентом. Вам необходимо логически подходить к требованиям рынка и к нуждам клиента, а также к тому, что вы можете предложить в соответствии с ними. Организация, построенная по принципу харизматического лидерства, напротив, сосредоточена не столько на клиенте, сколько на своём руководителе".
Как подчёркивает Дж. Миллер, харизматический лидер действительно может успешно выстроить работу организации. Несмотря на то, что в последнее время теория харизматического лидерства подверглась суровой критике, о ней не перестают говорить и точно так же не перестают придавать основное значение в достижении успеха не столько управленческим способностям, сколько личности и манере поведения. Однако до тех пор, пока мы не научимся разграничивать качества, действительно важные для успешной управленческой деятельности, и те, которые являются второстепенными, мы не сможем решить эту проблему.