Недавно на тренинге обсуждали с участниками области применения коучинга в организации. Решили пойти от проблем, которые возникают в разных ситуациях, потом переформулировать проблемы в задачи, потом посмотреть — как работает в этих ситуациях коучинг. Вот что примерно получилось.
Возьмём, к примеру, работу в команде, проект, когда надо за определённое время добиться и сплочённости сотрудников, и поддержания текущей деятельности, и роста эффективности — той самой командной положительной синергии.
Спрашиваю участников: "Как с ростом эффективности?" Ответ: "Бывает трудно".
"В связи с чем?" — сразу возникает список ключевых проблем. Среди них, скажем — "В команду попали "не те люди". "И что теперь?", — говорю… "Ну, тяжело теперь с ними работать, они не понимают цели команды, немотивированы". "Что делать будем? Напишем служебную записку в отдел кадров, пусть набирают нам новых, помотивированнее?" В группе веселье, сразу несколько человек вспоминают, что да, вообще-то это задача руководителя — заранее сформулировать (скажем, вместе с инициативной рабочей группой проекта) — какие люди — не только по навыкам, но и по мотивации будут максимально полезны в будущем проекте. И тот, кто формирует команду (даже если это не непосредственный руководитель проекта) уже на эти пожелания-требования опирается.
"А ещё что полезно заранее сделать?" — спрашиваю. "Поучаствовать в беседах, причём — именно в позиции коуча — больше спрашивать человека о его ценностях, стремлениях, видении своей роли. Тогда сразу понятнее — нужен этот человек команде или нет". "Делаете так?" — "Не всегда…" "А что мешает?" — "Ну, так времени не хватает…" "И?…" В группе снова взрыв веселья — да, конечно, сами потом то же время потратим на решение проблем, возникших с немотивированными, незаинтересованными…
Отлично, вот уже в таком формате "микрокоучинга" и пробились все вместе к одному из очевидных, но, увы, — не всегда реализуемому выводу. Понемногу двигаемся дальше, в результате формируем целый список вопросов для беседы с будущими и настоящими участниками проекта. Получается примерно такой список:
- В чём смысл нашей общей работы?
- В чём польза (ценность) нашей работы для других людей (клиентов, коллег, партнёров, Ваших близких)?
- Почему наши клиенты пользуются нашими услугами?
- Как Вы поддерживаете Ваших коллег в создании этой ценности?
- Каков Ваш вклад?
- Что Вы делаете особенно хорошо?
- Что вы можете делать лучше, чтобы эта польза была больше?
- Что Вы хотите делать лучше (по-другому)?
- Чему Вы хотите (могли бы) научиться для этого?
- Как может Ваше развитие помочь коллегам?
- Что Вы можете начать делать прямо сейчас?
На всякий случай напоминаю группе, что в коучинге не бывает "контрольного списка вопросов", готового рецепта на все случаи жизни. Ну и уже для завершения темы коротко обсуждаем — чего ещё можно добиться с помощью коучинга в команде. Приходим к выводу, что коучинг поможет выработать нормы и правила взаимодействия, повысить мотивацию каждого, будет способствовать психологическому комфорту в команде в целом. По-моему, уже хороший тренинговый результат — осталось только применить на практике.
А вы как используете коучинг в компании?