Компании нередко сравнивают с "кораблём", плывущим по океану. Эти "судна", отправляющиеся в такое отважное плавание", могут быть очень маленькими (почти как лодка Ф.Конюхова), просто небольшими (как яхты богатых людей), средними (как большинство рыболовецких судов и судов-сухогрузов)… и очень-очень большими (как "Титаник" или современные супер-паромы). Их всех в первую очередь объединяет то, что на пути неминуемо поджидают испытания, вызванные как внешними причинами (силы природы, рифы и скалы, пираты-грабители и др.), так и внутренние: возможные ошибки капитана и членов команды, возможные поломки механизмов, а так же нередкие деструктивные действия (умышленные или неумышленные действия во вред) "отдельных товарищей" из экипажа. Ведь не зря моряки говорят, что если что-то с кораблём начинается твориться, то крысы начинают первоначально метаться, затем бросаться на капитана и его помощников, а затем начинают буквально "грызть палубу".
Об ошибках капитанов и команды написано немало: не зря говорят, что в 70% трагедий на море и в воздухе виноват "человеческий фактор". Но мы все, руководители, живые люди, и от ошибок (не принимая во внимание элементарное "головотяпство") не застрахован никто: не зря говорят, что никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. А вот о "подрывной деятельности внутри компании" пишут и говорят отчего-то очень мало и "стыдливо", как, например, до недавнего времени о массовой народной болезни под названием "геморрой". А зря!
"Диструктивные товарищи", как и вирусы в компьютеры и паразиты в организме человека, рано или поздно появляются, живут и размножаются в любой компании. И вредят!!!
Причины их появления самые разные:
- Принят на работу "человек-психологический гуинплен" (помните роман В.Гюго "Отверженные", где описывается жизнь в детстве физически искривлённых для потехи людей. Только таких людей могут коверкать и их родители, и окружение, и жизненные обстоятельства), который при даже самом тщательном конкурсном отборе и самом тщательном наблюдении во время испытательного срока не проявлял свою "душевную кривизну". Но как только наблюдение за ним ослабевает, этот "товарищ" по записанному в его психике "деструктивному коду" начинает привычную для себя работу: проводить поначалу лёгкий и скрытый, а затем — всё более основательный и открытый саботаж распоряжений руководителей вплоть до открытых неповиновений, вытаскивание во внешнюю среду компании её проблем (сначала скрыто "тролить" на форумах, а потом и более открыто действовать), делать "косяки" во время исполнения своих функциональных обязанностей, писать жалобы… и сколачивать вокруг себя "стаи себе подобных". Почему он это делает? Ни он сам, никто другой разумное объяснение дать не смогут. Ну "кривые психологически" они, и всё тут.
- Работник, вполне адекватный человек, был заслуженно или не очень чем-то или кем-то обижен в компании. Такой человек, в зависимости от сложившейся у него психологической конституции (по З.Фрейду) будет некоторое время если не "штормить", то "вредничать". Потом, рано или поздно, страсти утихают, и такой человек опять продолжает вести себя адекватно. Редко кто из них надолго "закусывает удила".
- Работник, оказавшийся под сильным влиянием (человека-гуинплена). Он явно не из этой стаи но… гуинплены очень часто хорошо овладевают мастерством вербовки. Рано или поздно он "разорвёт связывающую их пуповину", но на это нужно время.
- Дела в фирме пошли не очень хорошо, что даже до этого адекватные и приличные (лояльные) работники оказались во власти "негодующей толпы", собственных разочарований и страхов.
- Люди, которые искренне убеждены в том, что они "точно знают, как нужно", и поэтому они из самых "хороших побуждений" отрыто вступают в противоборство со своими руководителями.
Теперь, прояснив, кто они — "воины деструктивного легиона", начинаем искать пути инструменты нейтрализации их влияния. Иначе они (и по моим наблюдениям, и по описанным "классиками жанра", способны не только осложнить жизнь руководству и собственникам, не только "сильно раскачать лодку", но и вовсе её опрокинуть"!
- "Гуинпленов" нам никогда (!) не исправить. Если они очень ценные как сотрудники, то с ними можно иногда пробовать договориться. На время! Так как их "генетический код" будет ими постоянно рулить без устали. Их нужно рано или поздно "удалять хирургическим путём". Желательно — мирно, по "соглашению сторон", как пишет ТК РФ.
- "Обиженных" нужно успокаивать, решать проблемы их обид. Нередко — извиняться, исправлять допущенные управленческие ошибки.
- "Попавших под влияние" нужно уводит, из этих "стай" личными беседами, разъяснениями, иногда — раздачей "пряников".
- Людей-экспертов (с каким бы ни было их личным самомнением)нужно переводить в разряд "актива компании", нагружать сложными заданиями и проектами…словом, использовать их энергию "в мирных целях".
- "Поддавшихся панике и даже самих паникёров-разжигателей страстей" прощать за то, что они "просто люди". Разъяснять антикризисную программу (показывать "свет в конце туннеля"), публично демонстрировать личное спокойствие и уверенность руководителя. Хотя… иногда для примера одного-двух паникёров нужно очень резко удалить из компании.