Многие приходят на тренинг с сознанием, что за их деньги тренер должен произвести некое чудо, и, как факир, результат выдать тут же, как акт приёмки. Испорченность людей от того, что возникла платная система образования, которая изменила властные отношения в школе и вузах — где начальником стал плательщик денег, а не преподаватель, перенеслась и во "взрослый" мир. Когда я впервые в институте столкнулся с тем, что мне нужно поставить три балла за то, что передо мной платный студент, я ушёл из института, понимая, что это конец образованию.
Уходя в тренинговый бизнес, полагая, что здесь-то люди уже битые, они понимают цену знанию и навыку, они платят за то, чтобы их натаскали на решение проблемы, а не просто выдали свидетельство негосударственного образца. Причём я принципиально стоял на том, чтобы сертификаты у меня были строго негосударственные, чтобы ассоциаций не было никаких. В основной массе это понимание у подопечных было, но у части подопечных это вызывало мало скрываемое недоумение: "За мои деньги мне тут ещё и пахать?" А так как это настроение передаётся, тренеры ведутся на то, чтобы тренинги сделать максимально лояльными к клиенту, а значит беззубыми, а значит платной имитацией.
Человеку, который собирается доучиваться на тренингах, нужно понять главное — природу получения знания, навыка, опыта, чтобы понять, за что нужно платить тренеру, а за что нет. Знание вызывает к жизни возникшая проблема. Проблема — это трудность, которую вы не можете перешагнуть. Не хватает чего? Знания. Это первое. Второе — перешагнуть страшно из-за опаски сделать ошибку. Не хватает чего? Навыка это сделать. Третье — лень, а зачем мне что-то вообще преодолевать, останусь тут тихим маргиналом. Не хватает чего? Воли к преодолению.
Получение знаний, навыка и опыта — только в преодолении. Обратите внимание, как только что-то вы достигли — вы преодолели: себя, обстоятельства, трудности. Так вот и работа тренера состоит в том, чтобы создать трудности на будущее, трудности, которые будут в будущем и для которых потребуются будущие знание и навыки. То есть тренер должен привести подопечного к трудностям и стрессам, а не отвести их от них!
Человек приходит с будущей проблемой, а работа тренера в том, чтобы сформировать знания и навыки, которые эту проблему решат. Причём не умозрительно, а практически. Более того, тренер зачастую должен дать другой путь решения проблемы, нежели тот, что предполагает он сам. Например, приходит женщина с проблемой: нужно создать корпоративный детский садик, а у неё нет педагогического образования. Стартовое условие — деньги у корпорации есть. Тренер должен чётко определить задачу — приоритетом будет не педагогика, а политика: работать придётся с органами власти, конкретно с департаментом образования, потому что педагоги затем наймутся. Что это значит? Это значит человек, которому создание корпоративного детского сада не приснилось, становится политиком и работает с органами власти.
Что для этого нужно:
- Формирование стрессоустойчивости, когда все департаменты будут "футболить" по любому вопросу все будет не получаться.
- Формирование лоббистских навыков.
- Знание расстановки политических сил (с представителем какой силы он должен работать).
- Многожанровые речевые навыки.
- Документоведение.
- Структуру киндер-бизнеса.
И по каждому моменту формируется программа трудностей — задач, которые подопечная должна решить. А как ещё? За что деньги брать? Сегодня же мы видим, что часто руководство отправляет своего подопечного в никуда — на некий тренинг, потому что "так уже принято". И отправляют на некий "менеджмент". Это всё равно, что отправить грибника тренироваться плавать на резиновой лодке.
Результаты часто такие и есть: отправили за грибами, а он утонул. Тренер должен выполнить неприятную для себя миссию — стать носителем проблем, их демонстратором, генератором, воплощать внешний, конкурентный, часто агрессивный мир, неся проблемы, стрессы, негатив. Это его работа — ему платят за то, что он плохой. По профессии! Разумеется, без перегибов.
Вот здесь важно отметить, что есть проекты, которые не создают рабочие проблемы и трудности (которые будут штатными), а изобретают мнимые или уродливые. В этом отношении меня не забавила картинка в фильме о т.н. тренингах "Осторожно, мошенники", как бодрые ребята занимались тем, что вывозили клиентов в Подмосковье и те за приличные деньги рыли себе могилу, где их потом и закапывали. Нет, подготовить человека к смерти дело, конечно, хорошее, но это дело священника, а тренер всё-таки должен готовить к жизненному и карьерному успеху.
Резюме в том, что платить тренеру необходимо за квалифицированно созданные трудности по профилю и конкретной проблеме, что требует от тренера значительной квалификации, а не той, что есть сегодня на рынке, которую заполонили академические дилетанты, которые, кроме кафедры ничего не знают и смотрят на подопечных просто как на подросших и более денежных студентов. Разумеется, квалификационное наполнение тренера должно быть отражено в Законе тренинговом рынке. И первое требование — академических преподавателей там не должно быть принципе, поскольку они академическую аморфность и отвлечённость от проблем привносят на тренинговый рынок.