Введение
Заранее "пардон" за "многабукф", но тут 2–3 тезисами не отделаться .
Что бы не говорилось, но мы сосуществуем в мире оценок: оцениваем мы, оценивают и нас. Причём, зачастую, это может осуществляться на бессознательном уровне. Мы с детства стремимся получить похвалу, продолжая этого желать, становясь сначала взрослыми, а потом и родителями. Также с детства мы пытаемся оценивать окружающий нас мир, давать оценку события и в конце концов сравнивать себя с окружающими. И если сначала речь идёт о чём-то простом и наивным, нося просто желание быстрее войти во взрослый мир, то потом оценки нас начинают сжимать в плотное кольцо. Мы не можем сделать и шагу, чтоб не оценить, сравнить что-то с чем-то… Мы становимся оценочными рабами. Давайте рассмотрим насколько вредна привычка оценки применительно к тренерам и тренингам.
Достаточно часто возникает ситуация в которой группа учеников, клиентов, заказчиков переходит от одного тренера к другому. Если предположить, что тренеры знакомы, то достаточно нетрудно представить, как один будет рассказывать другому о слабых сторонах группы, о её активных или проблемных участниках. Иными словами он будет давать свою оценку группе. Разве это плохо? Что плохого в том, что один передаст опыт другому? Тем более, если опыт передаёт более квалифицированный и опытный коллега… Здесь есть над чем размыслить.
При передаче информации о группе меньше всего передающий даёт именно самой информации, в большинстве он передаёт своё субъективное отношении, которое может иметь мало общего с действительностью. Настраивая своего коллегу и выбирая слова: "они медлительные", "они не в себе", "только намучаешься", "толку всё равно не будет", либо более крепкие выражения… Передающий опыт надолго выбьет из седла своего коллегу.
Есть масса мнений, полезен подобный настрой или нет. Для опытного тренера полученная информация станет лишь подспорьем при подготовке плана работы с группой. Менее же опытного может дестабилизировать. Например, положительная предварительная настройка на группу со слов коллеги может сослужить медвежью услугу. Ведь более опытный вполне мог, избегая проблем, наладить контакт с группой — для него это просто. Он может и не заметить таинства нахождения контакта — всё сделает его подсознание.
Соответственно, менее опытный тренер, получив положительную характеристику, может недотянуть при подготовке, он будет психологически не готов к возможным проблемам. Достаточно легко представит и обратную ситуацию. Только в этом случае отрицательный настрой затормозит налаживание контакта, так как вас заранее запрограммировали на конфликт, на негатив.
Так что моя рекомендация будет простой — старайтесь не участвовать в оценочных дискуссиях, как минимум до той поры, пока вы не поработаете с группой настолько, чтобы иметь свою оценку. Если же вас насильно поймали и против воли дали оценку — отнеситесь к ней критически, а лучше забудьте — перед тренингом вы должны рассчитывать на хорошее, но быть готовым ко всему.
Несколько примеров из практики
По колледжу мне запомнился такой сюжет. Жил я далеко за городом, тратя по 2 часа на дорогу на работу в одну сторону, потому выходные ценил особенно и прерывал всякие посягательства них. В какой-то момент в нашу дружную колледжную семью влилась школа. Хочу отметить, что работа тренера-преподавателя колледжа похожа на работу вузовских преподавателей — основной упор в работе делается на методической и лекционной работе. Воспитанием никто не занимается, собственно, это уже и не требуется — молодые люди сами выбрали свой путь и не для того, чтобы их из под палки заставляли принимать знания. Так вот, в колледже меня окружали либо вузовские преподаватели, либо просто профессионалы своего дела, которых 90-е годы забросили в коммерческие учебные заведения. Ученический контингент — это ребята 17–20 лет, которые на конкурсной основе поступили учиться. Я специально расписал так атмосферу, чтобы можно было прочувствовать нижеследующий рассказ.
И вот в определённый момент руководство колледжа решило, что старшие школьники вполне могут учиться в колледже, для этого была упрощена программа с расчётом на 10–11 класс. Была выбрана школа и были выбраны два класса из четырёх для получения сверх школьной программы ещё и колледжной. И тут началось что-то невообразимое — подавляющее большинство преподавателей стали на чём свет ругать школьников, в ужасах описывая их своенравие, нахальство, граничащее с наглостью. Один за другим следовали отказы коллег с этими чудовищами. Так как мой предмет поставили на субботу, то я поначалу был только свидетелем сыпавшихся негативных оценок. Но вот через два месяца с начала учебного года, двое моих коллег отказались проводить занятия… делать нечего, пришлось невзирая ни на что взять все классы себе, невзирая на субботу.
Итак, меня настроили на негатив, плюс я вижу, как коллеги отказываются от часов с этими школьниками. Хотя я и критически отнёсся к негативному настрою, но совсем игнорировать его не мог. И вот настал момент первого занятия.
Первое занятие очень важно, так как у меня никогда не будет второго шанса оказать первое впечатление. В группе было по 15 человек. Я представился, рассказал о себе, о своей работе помимо колледжа, познакомился с каждым не через журнал, а просто подошёл поближе к каждому. Также попросил каждого рассказать, кто и чем занимается, какие успехи и чего они ждут от наших занятий.
Я узнал многое… Мой предмет — информатика — гибкий предмет, и если я иду с одним планом обучения, а вижу, что группа сильнее слабее, то я легко адаптирую план. Из моей беседы стало ясно, что эти два класса самые успевающие, треть ребят идут на медали, остальные так или иначе вовлечены в олимпиады и так далее. Информатика у них и так есть, соответственно, дублировать школьную программу нет смысла (а мои предшественники действовали именно так) — нужно вести дальше. Я провёл четыре таких опроса в первый день. Школьников оценил как вполне вменяемых и умных, сплочённых и решительных. К следующему занятию готовился особенно, так как во-первых готовил программу, а во-вторых, пытался поимённо запомнить каждого. На следующем занятии представил план и каждого, обращаясь по имени, спросил, все ли в нём учтено.
Второе занятие тоже прошло идеально — поимённое упоминание каждого со второго занятия всегда обезоруживает и на некоторое время вводит даже самых отъявленных хулиганов в состояние похожее на транс. Где же все проблемы, подумалось в конце занятия. Их пока нет. Небольшие сложности были на двух последующих занятиях.
Помните, я говорил, что ребята сплочённые. Так вот они решили сделать то, что всегда делает сплочённая группа с инородным телом в лице преподавателя — а именно проводят тест на "вшивость". Ребята подготовили массу вопросов по различным аспектам и буквально начали атаковать, передавая слово другу и оценивая мои ответы.
Я сразу понял, что это проверка и устроил словесный пинг-понг, отвечая на их вопросы и задавая свои. Потом были мелкие дисциплинарные шалости, которые организовывали заводилы. Особенность в том, что заводилами были отличники медалисты — они взяли на себя огонь. Я был готов и к решению дисциплинарных вопросов в рамках группы, без привлечения классной, директора… И так далее. Отношения с группами было выстроены, уважение с их стороны ко мне было мной завоёвано. Дальше был год занятий.
Так почему же то, что получилось у меня, не получилось у коллег?
Никто не интересовался уровнем ребят
Все преподаватели шли с установкой, что они "плохие" и никаких интеллектуальных изысков не готовили. То есть налицо недооценка аудитории.
Никто из моих коллег не пытался просто пообщаться со своими учениками — работа происходила очень свысока
Типичная "звёздная" болезнь, болезнь "непогрешимости". С этим сталкиваются в разной мере практически все "матёрые" тренеры — охарактеризовать это состояние можно фразами "я и так всё знаю и умею", "ученики знают и умеют меньше. Зачем же я буду опускаться до их уровня". В практике работы с бизнес-группами такой подход менее выражен, чем при работе с подростковыми группами, но, всё же, присутствует. В качестве рецепта я советую всегда стараться сделать себя как тренера более доступным для слушателей, старайтесь говорить и вести себя так, чтобы вы были восприняты, пытайтесь найти контакт с каждым слушателем. Проиллюстрирую простым примером. Я до сих веду специальные тренинги по инструментам и технологиям, причём они спозиционированы, как тренинги для специалистов, то есть, там нет ни руководителей, ни директоров. За десять лет этот курс мне порядком надоел, но все равно периодически старые заказчики просят прочитать его. Так вот, при знакомстве я никогда не называю свою настоящую должность. Если я представлюсь перед специалистами как руководитель, то, скорее всего, я не получу контакта с группой. Все будут видеть во мне высшее должностное лицо, а не тренера и помощника. Как следствие в группе будет идеальное поведение и минимум вопросов. Согласитесь, что это несколько не то, для чего могут пригласить бизнес-тренера. Я всегда представляюсь специалистом, консультантом, показывая только свой опыт и квалификацию. Моя же должность является секретом до последнего дня, когда я оставляю визитки своим ученикам.
Установление контакта шло с позиции: я — начальник, ты — дурак
Такой подход в сплочённых группах обязательно будет иметь обратное противодействие, особенно в подростковых группах. Данный эффект имеет место и во взрослых группах, но не так выражен. Самое интересное, что встречаются с подобным эффектом при внедрении процессов и систем в заказчике, когда команда не принимает нашу работу, уходя в глухую оборону, спуская все на тормозах — так называемый скрытый саботаж. Также глупо, не показав своей квалификации начинать занятия (см. п.п. 2). Не менее глупо, при первых же проблемах привлекать родителей, классного руководителя и т.д. Класс сплочён и он наверняка придумают свою "месть". Это как раз и не было учтено коллегами — они шли в школьный класс с таким же настроем, как и в колледжный. Есть принципиальные отличия колледжа от школы. Во-первых, в колледже ребята несколько постарше, пусть на 2 года, но старше. Во-вторых, есть принципиальное отличие аудитории школы и колледжа. Школьная группа — это сформировавшаяся социальная группа, в которой уже распределены роли (лидер, "умник", "хулиган"… и так далее). В колледже же ребята друг друга ещё знают плохо, роли не распределены, идёт "притирка" друг к другу. В этих условиях тренеру легче работать, так как имеются все возможности "давить" на класс в целом, так и на каждого слушателя в отдельности. Тренер не встретит коллективного противодействия. Конечно, за год-другой ребята "притрутся" друг к другу и распределят роли, но и тренер за год успеет вызвать к себе уважение. Хочу отметить, что школьная группа по психологии поведения очень похожа на сплочённую команду заказчика, а колледжная группа больше напоминает бизнес-группы, состав которых формируется непосредственно перед тренингом.
Поимённое обращение
Важный аспект работы с аудиторий — это поимённое обращение со слушателями. В случае, когда предполагается интерактивная работа с группой, то поимённое обращение помогает сделать контакт более тесным — каждому приятно, когда к нему обращаются по имени. В случае бизнес-тренингов применяют бейджики, в колледже также была практика ношения бейджей. В школе же подобной практики не было, соответственно, обращаться к кому бы то ни было по имени очень трудно, в силу неспособности человеку быстро запомнить 60 имён. Понимая всю важность данного момента я сделал все возможное, чтобы запомнить имена. Есть масса методик, позволяющих это сделать. Я выбрал ту, которая мне показалась наиболее эффективной в данной ситуации. Здесь немаловажную роль сыграл фактор "посадки" — ребята в классе рассаживались на свои места, в условиях сплочённого коллектива, при переходе в другой класс (аудиторию, лекционный зал) рассадка, как правило, остаётся одинаковой. Если помните, то я начал работу со знакомства, поговорив с каждым. Я просто отметил имена и места, кто где сидит, мысленно привязав место к образу ученика. Конечно, механизм не сработал бы, если бы рассадка была на первых занятиях разной. В заключении отмечу, что подобный механизм запоминания имён не раз выручал и при работе в консалтинговых проектах.
Возвращаясь к истории, напомню, что опыта работы в школе у моих коллег не было. То есть не было ни психологических, ни педагогических навыков работы с высокосплоченными группами.
Рассмотрим ещё один пример настройки — предустановки, но уже из опыта бизнес-тренера в следующей статье!