Тренинг, это существительное, обозначающее процесс обучения путём тренировки и совершенствования определённых навыков. (на английском training от train — обучать, воспитывать).
Термин "тренинг" используется для обозначения самых разных методик, стоящих на различных теоретических принципах. Общим определяющим местом для всех тренингов является приобретение и наработка практических навыков. Какой-то единой классификации тренингов не существует. Самые распространённые: тренинги личностного роста, тренинги по выработке навыков общения, бизнес-тренинги и так далее. Главный принцип тренинга — делай как я.
Основной принцип и отличие тренингов от других методик обучения — активное и равноправное участие каждого в процессе приобретения навыков. Здесь тренер (то есть преподаватель) не над коллективом, а внутри коллектива обучаемых. Принцип работы тренера в группе — делай как я.
Исходя из того, что тренер во время занятий должен иметь возможность поработать с каждым, и каждый участник с каждым, группы для тренингов не могут быть большими. Как правило, это 5–20 человек. Темп занятий в тренингах очень интенсивный, поэтому они редко продолжаются больше 4–5 часов. Конечно при определённом профессионализме Тренера, и его Умении Управлять Психо-Динамикой группы они бывают и 2-х дневные и 16–20 часовые, бывают Интенсивы выездные до 22-х дней, но там большая Команда Квалифицированных Тренеров, порядка 8 — 15 человек, но, это всё же другой формат .
Термин тренинг вошёл в наш обиход сравнительно недавно — 20–25 лет назад. На западе же этому методу обучения уже больше ста лет, активно его начал применять ещё знаменитый Дейл Карнеги, основавший в 1912 году свой центр обучения Dale Carnegie Training. Этот центр по развитию навыков публичного выступления и взаимодействия между людьми успешно работает до сих пор.
Семинар
Семинар — это форма кратковременного обучения чему-то конкретному и как правило, новому. Представляет собой изложение ведущим какого-то нового материала. В этом некоторое сходство семинара с лекцией. Но семинар обязательно предполагает обсуждение учебного материала участниками. Ведёт семинар обычно признанный авторитет в своей области. Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых, являясь одновременно третейским судьёй и истиной в последней инстанции.
Происхождение слова семинар
Семинар больше похож на лекцию. Слово семинар происходит от латинского seminarium — рассадник, то место, где сеют семена. Здесь под семенами, конечно, подразумеваются знания. Изначально семинары как форма практических занятий применялась в колледжах и университетах. Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения. По времени семинары могут длиться до нескольких дней. (Например, по теме: "новое в законодательстве о налогообложении и бухгалтерском учёте".) Организуют семинары как учебные заведения, так и коммерческие фирмы или общественные организации. Повод — необходимость познакомить своих коллег с каким-то новым товаром, новыми документами, новым явлением или направлением деятельности.
Основное отличие семинара от тренинга в том, что на семинарах больше уделяют внимание теоретическим положениям, в то время как тренинг развивает практические навыки.
Кратко для запоминания
Семинар: форма кратковременного обучения чему-то новому. Основное внимание теории. Ведёт семинар признанный авторитет. Предполагается активное обсуждение слушателями.
Тренинг: форма кратковременного обучения для выработки практических навыков.
Важно: исходя из того, что тренер во время занятий должен иметь возможность поработать с каждым, и каждый участник с каждым, группы для тренингов не могут быть большими. Как правило, это 5–20 человек. Темп занятий в тренингах очень интенсивный.
Важно: семинар — форма кратковременного обучения чему-то новому. Основное внимание теории. Ведёт семинар признанный авторитет. Предполагается активное обсуждение слушателями.
Как отличить: из Священного Писания… чуть истины…
"Странствующий духовный искатель спросил Мастера, как отличить лжеучителя от истинного. Ответил Мастер:
— Хороший учитель обучает практике, плохой — только теории.
— А как мне отличить хорошую практику от плохой?
— Так же, как фермер отличает хорошие всходы от плохих".
… из Бизнеса и Науки… практика критерий истины!
Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода.
В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности.
Бизнес-тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.
Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам (sales-тренинг), а тренер по продажам (sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам — это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.
Бизнес-мастерская — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:
- Для 70% участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
- Бизнес-мастерская более чем на 70% должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
- Основная роль бизнес-тренера — модерация.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.
Постскриптум: промоушен, или чем хомячок лучше крысы?
Спросила крыса у хомячка: "Скажи, брат, отчего это все тебя так любят, кормят, гладят, а меня травят, гоняют и преследуют? Мы же с тобой одной крови!" "Промоушен у тебя страдает…" — пробубнил Хомячок набитым орехами ртом, развалившись на своей уютной постельке.
Что такое промоушен?
Это реклама, предпродажа, это сделка перед сделкой, это 70 процентов вашего успеха в достижении цели. Главная задача промоушена — сформировать интерес у слушателя, создать интригу, добавить эмоций и вызвать страстное желание получить (услышать, увидеть…) то, что вы предлагаете.
Что нужно рекламировать?
Всё! Пиарьте себя корректно, с любовью, ответственно. Не навязывайтесь, не рассылайте спам. Занимайтесь любимым делом и рассказывайте о нем в блогах, сообществах, рассылках. Создавайте сайты, участвуйте в форумах, отвечайте на вопросы. Заводите друзей. Если Вы интересны, если Вам есть, что сказать, если готовы совершенствоваться и расти — объявите о себе виртуальному миру! И успех не заставит себя ждать: люди захотят познакомиться с вами, а заодно и с вашим бизнесом. Не бойтесь ошибок: они поправимы. Не ошибаются бездельники.
Когда используем промоушен? Всегда ! Везде ! Во всех случаях !
Тщательно выбирайте формат обучения и того, кто обещает научить ибо говорить одно, а делать это совершенно иное! Отделяйте зёрна от плевел! Правильно — это значит по критериям!