Почему некоторые участники тренинга иногда начинают действовать не так, как запланировал тренер? Чего ищут и чего ждут люди, которые задают вопросы невпопад, отказываются выполнять задания или заявляют: "У вас тут одна сплошная вода, а всё, что Вы советуете, не работает…"?
Как бы интересно ни шёл бизнес-тренинг, в группе всегда идут свои собственные, параллельные тренингу процессы. Группа обладает абсолютно отдельной от информационных блоков и ролевых игр жизнью, которую можно назвать групповой динамикой.
Коллектив, который образуется на тренинге, даже если он состоит из хорошо знакомых между собой людей, проходит в рамках тренинга этапы формирования и развития.
Такие этапы присущи не только группе, но и супружеской паре, и любому другому человеческому коллективу, которые объединены целью.
Итак, 4 этапа жизненного цикла тренинговой группы:
Знакомство.
Люди оказываются вместе на тренинге и понимают, что с другими людьми в замкнутом пространстве им придётся провести продолжительное время. Они ощущают взаимное влияние друг на друга (притяжение или отталкивание), определённую расстановку сил. Вскоре после начала тренинга участники начинают знакомиться и самоопределяться. На этапе знакомства тренер обычно просит участников прикрепить себе на одежду бэйджи с именами, проводит игры, цель которых — сближение и сплочение. В это время участники присматриваются друг к другу и оценивают ситуацию, в которой оказались.
В супружеской паре этап знакомства называется конфетно-букетный, или фестивальный период. Каждый стремится понравиться, показать другому свои лучшие стороны. В группе происходит тоже самое. Люди не раскрываются, они только-только начинают взаимодействовать, примеряться друг к другу.
Второй этап — распределение ролей.
На втором этапе участники группы начинают "обустраиваться" во вновь образованном сообществе и задавать себе вопросы: "Какова моя роль в группе?", "Стоит ли принимать активное участие в коллективных процессах?", "Каковы мои цели на тренинге?", "Каковы мои отношения с другими участниками?"
Роли, которые выбирают себе участники тренинга, очень разные: "лидер", "антилидер", он же "провокатор", "оппозиция", "тихоня", "средний класс", "эксперт".
Распределение ролей — важный и позитивный этап для эффективной работы на тренинге. Идеальное распределение ролей в группе таково: "средний класс" и "лидеры", причём чем больше "лидеров", тем лучше, если они, конечно, не противоборствуют друг с другом и с тренером. Впрочем, тогда это не "лидер", а "антилидер".
В семье также присутствует этап распределения ролей. Если он прошёл успешно, семья приступает к устойчивой работе. Каждый несёт ответственность за свой участок в семейной системе, организм семьи работает, всё хорошо. Психологи считают, что не очень дружные российские семьи застревают именно на этапе "распределения ролей" и никак не могут начать устойчивую работу. Супруги вновь и вновь распределяют между собой роли, делят внутрисемейные обязанности, да так и не переходят к устойчивой работе. Муж и жена не могут определиться, кто из них держатель семейного бюджета, а кто выносит мусорное ведро. В результате и общие деньги уходят сквозь пальцы, и ведро так и остаётся переполненным мусором. Устойчивая работа не начинается, потому что предыдущий этап не завершен.
Третий этап жизненного цикла тренинговой группы — это устойчивая работа.
Этот самый благотворный и желанный для любого коллектива этап. Он начинается после удачного прохождения двух предыдущих. Люди познают новую информацию, принимают активное участие в ролевых играх и дискуссиях, решают ситуационные задачи. Они дают обратную связь о работе других участников, рассказывают случаи из собственной практики. Они получают драгоценный опыт, новые переживания, обретают смелость и уверенность в себе.
Что происходит с супружеской парой, когда она успешно преодолевает этап распределения ролей? Начинается устойчивая работа — появляются дети, обустраивается семейное гнездо, наступает счастье… И всё это происходит всего лишь оттого, что супруги успешно распределили роли и, повинуясь общей цели, смогли двигаться дальше.
Как в семье, так и в группе на тренинге, иногда возникают факторы, препятствующие устойчивой работе — появляются несогласные и недовольные.
Иногда участники тренинга проявляют большое неудовольствие распределением ролей и пытаются перераспределить роли вновь и вновь. Это ведёт к конфликтам. Иногда "рюкзак" предыдущего опыта не даёт участникам возможность согласиться с происходящим на тренинге, и они оказывают сопротивление учебному процессу. Иногда участники просто хотят больше внимания и отвлекают на себя внимание тренера и всей группы.
Такие участники создают тренеру сложности, поэтому они называются "сложными участниками".
Что делать, если в группе появился сложный участник? Это может быть "эксперт", который лучше тренера "знает" материал. Или "тихоня", который заявляет: "я не буду участвовать в ролевых играх, потому что у меня всё равно не получится". Или "оппозиция", от которой можно услышать: "да то, что вы предлагаете — это вообще не работает…"
Существует восемь важных правил работы со сложными участниками.
Четвёртый, заключительный этап жизненного цикла группы, — это завершение.
Он наступает, когда у группы больше нет совместных целей. Процесс обучения закончен. Цель достигнута.
Тренер и группа обмениваются благодарностями и расстаются. Они расстаются навсегда или до того момента, когда вновь возникнет общая цель — новый тренинг. В этом случае происходит перезагрузка жизненного цикла тренинговой группы и повторятся все его этапы — знакомство, распределение ролей, устойчивая работа и завершение.
|
|
||
Алла Плотникова. | ||
|
||
vsetreningi.ru. | ||
|
||
4 сентября 2015. | ||
|
||
Личная эффективность; Тренинги для тренеров. |