Именно этим вещам должен научиться каждый ребёнок. И ваша задача, как родителей, помочь ему в этом. Статья о необходимых навыках счастливого и уверенного в себе человека, которым в школе, к сожалению, не обучают.
Постоянное "почему", "зачем" и "как" — естественное состояние детей. Оно для них природно, потому что они понимают, что все происходит не просто так, для всего в этом мире есть причина и следствие. По мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду 4 года, куда-то незаметно девается. А если ребёнок знает, что на свой вопрос он получит либо отмазку, либо грубый ответ (а иногда и неуд, так как раз переспрашиваешь — значит невнимательно слушал), тогда он перестаёт задавать вопросы. И это плохо, так как основным двигателем получения знаний являются именно вопросы. А правильные вопросы вообще могут быть половиной ответа.
В университете у нас был один преподаватель по мат. программированию, который особо не стесняясь в выражениях каждую лекцию заявлял нам, что мы — кучка бездарей, не способным даже нормально сформулировать правильный вопрос, и он теряет с нами своё драгоценное время впустую. На его занятиях всегда была гробовая тишина и ни у кого никогда не возникало никаких вопросов. Как думаете, хоть кто-то из его студентов действительно знал этот предмет?
Поэтому учите своих детей не бояться задавать вопросы — они имеют на это полное право. И не нужно забывать о том, что помогать искать на них ответы — работа не только учителя, но и ваша.
Если ребёнок научится решать проблемы, он сможет выполнить любую работу. Потому что выполнение задания — это всего лишь череда решений небольших проблем. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые и затем решать их, может выполнить практически любую работу.
Не бросайтесь на помощь по первому крику ребёнка, будь это бесконечное надевание колготок или задача по математике. Конечно, гораздо проще и быстрее решить задачу за ребёнка и дальше заниматься своими делами, чем сидеть и объяснять каждое действие (это может продолжаться часами). В итоге ребёнок привыкнет, что любую проблему за него может решить либо родитель (то есть вы), либо ещё кто-то другой. И с возрастом это не проходит.
Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Составление отчёта, разработка ТЗ, подготовка иллюстраций — все это является маленьким проектом, который нужно не только начать, но и довести до ума и закончить. Объясните ребёнку, что если он за что-то взялся, он должен это закончить. Позволяйте ему наблюдать за вашей работой и со временем ребёнок начнёт делать свои собственные проекты, будь это изготовление открытки к празднику, или план выучить таблицу умножения до Нового Года.
Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они они хотят заниматься, получите очень печальные ответы. Большинство идёт учиться потому, что так сказали (решили) родители. Очень редко ребёнок понимает, что ему действительно нравится (а не что сейчас модно, престижно и прибыльно), и идёт для того, чтоб "получить высшее образование… как у всех". Тут сразу же вспоминается "без бумажки ты-…". Но на мой взгляд, это мышление работника госструктуры или бюджетного учреждения, у которого вся жизнь завязана на этих бумажках. И каким бы ты ни был прекрасным специалистом и ударником труда, тебя не повысят без диплома. Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или "абы какое, лишь бы высшее" обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.
Если ребёнку нравится что-то делать, он из любого "непрестижного" занятия сможет сделать действительно стоящее дело. Не говоря уже о самореализации и ощущении гармонии с собой и внешним миром.
Тут все очень просто — если вы не научите ребёнка сострадать, вы вырастите эгоиста, жестокого и полностью зацикленного на себе. Такой человек не будет способен ни построить семью, ни найти друзей, ни понять, что же является его страстью. Никто не захочет помогать такому человеку ни делом, ни даже простым советом. Очень важно научить ребёнка состраданию, подарить ему понимание того, что иногда дарить подарки гораздо приятнее, чем получать, а помогая другим людям бескорыстно можно получить в ответ гораздо больше.
Без понимания того, что делая других людей счастливыми мы сами становимся хотя бы на чуточку лучше и счастливее, человек не сможет прожить полноценную жизнь.
"Мы сами чувствуем, что все, что мы делаем — это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли." Мать Тереза
Все мы разные, у каждого свои приоритеты и ценности. Вы не сможете понять другого человека, если не сможете посмотреть на мир его глазами. Границы стёрлись и ваш ребёнок не сможет нормально взаимодействовать в мире, если при виде человека отличной от него расы, вероисповедания, социального статуса или с какими-либо физическими недостатками, он будет впадать в ступор. Он попросту не сможет найти с окружающим миром общий язык и так и останется закомплексованным и замкнутым человеком с глупыми предрассудками.
Нужно дать понять ребёнку, что быть другим — это нормально. Все мы разные, у каждого из нас есть свои взгляды на все и для того, чтобы взаимодействовать, мы должны научиться понимать друг друга.
Ребёнок должен научиться быть наедине с самим собой, играть, находить себе интересные занятия, размышлять и при этом чувствовать себя счастливым и ни в коем случае не одиноким!
Очень плохо если ребёнок не понимает как это — быть полноценным наедине с самим собой. Ведь для счастья и веселья ему всегда нужна компания — друзья, а потом и семья. Если он не находит ни тех, ни других, он может прирасти к другим вещам, которые не позволяют ему скучать и не дают чувствовать одиночество (шоппинг, пристрастие к еде, интернет-зависимость и т.д.).
Хотя бы изредка устраивайте вечера, когда ребёнок предоставлен сам себе. Только так у каждого в семье появиться небольшой кусочек личного времени и пространства.
Я считаю независимость одним из главных навыков. Если вы независимы, значит вы можете принимать решение основываясь исключительно на своих мыслях и причинах. Никто не сможет указывать вам, что делать или запрещать что-то. Вы сами можете понять это и выбрать правильное решение. Позвольте ребёнку настаивать на своём, принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках (в разумных пределах, разумеется).
Только свободный человек может быть счастливым.
Мир никогда не был статичен, он всегда двигался. Просто раньше все это происходило не так быстро. Сейчас же он несётся с огромной скоростью. Нет ничего постоянного — все меняется. И умение подстраиваться под изменения, видеть хотя бы на шаг вперёд может оказаться ключевым навыком.
Теперь выбирая себе образование нельзя быть уверенным на 100%, что ко времени окончания университета вы не окажитесь далеко позади планеты всей и полученные навыки будут применимы к реальности. Нужно уметь быть гибким и постоянно держать руку на пульсе. Не бояться изменений и быть к ним готовым. И… учиться, учиться и ещё раз учиться. Учиться всему новому, учиться у своих детей, много читать и не бояться начинать что-то новое в любом возрасте.
Вот с этим у нас в школе были настоящие проблемы. Выделять основное среди огромного потока информации я научилась только в институте и поначалу отсутствие этого навыка значительно усложняло мне жизнь.
Оценивание знаний в нашей системе хромает и качество полученных знаний проверяется редко. Учителя редко проверяют, была ли информация усвоена или ученик просто вызубрил урок. В нашем классе было довольно много зубрилок-хорошистов и троечников, которые, копнув немного глубже, с лёгкостью могли завалить этих горе-хорошистов. Но учителей это особо не волновало — они просто отсиживали свои рабочие часы для галочки. Единственным вменяемым человеком была наша преподавательница истории и права. Именно она научила нас задавать правильные вопросы и искать ответы, даже если на них было дано экспертное мнение.
Иногда мне кажется, что за 69 лет Советского Союза (с декабря 1922 по декабрь 1991) навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, быть как все, быть серым, не выделяться! Твоё "Я" ничего не значит. Главное — не отрываться от коллектива.
В определённом возрасте у ребёнка возникает вполне естественно желание быть похожим на кого-то. Со временем он взрослеет и это проходит. Но, к сожалению, не у всех. Делать что-то только потому, что все так делают, ужасно глупо. Варианты "Вот у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно чем занимаетесь!", "На работу нужно ходить! А ты дома сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?" встречаются очень часто. Вам повезло, если вы не услышали в этих фразах упрёки своих родителей.
Это ужасно — постоянно оглядываться на кого-то. Получается, что вы живёте не своей жизнью, а жизнью коллектива. Да, определённые социальные нормы нужно соблюдать (вы живёте в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под ритм толпы недопустимо.
Я не хочу надеяться на то, что моему ребёнку повезёт и у него будет учитель, для которого будет действительно важно качество знаний, а не хорошая оценка за дорогой подарок на 8-е марта и хорошее поведение. И буду стараться сделать все для того, чтобы он рос любознательным и умным, понимающим, что двери сами по себе не открываются — в них нужно постучать. Что чудеса сами по себе не случаются и ждать удобного случая можно всю жизнь. Нужно не бояться начинать что-то новое и всегда быть открытым для диалога с миром. А у него всегда есть что нам сказать.
|
|
||
moiarussia.ru. | ||
|
||
28 февраля 2019. | ||
|
||
Личная эффективность; Тренинги для тренеров; Тренинги для руководителей. |