За все время своей работы и преподавания я сталкивалась с разными способами и методами разработки стратегии компании — самостоятельно или с помощью внешних консультантов.
На эту тему написано множество книг и работ. В памяти сразу всплывают 5 конкурентных сил Портера, PEST и SWOT анализ, матрица BCG, стратегии красного и голубого океанов, и можно продолжать ещё вспоминать и вспоминать.
Меня в вопросах стратегии волнуют два блока вопросов:
Вот на эти вопросы в преддверии семинара и вебинара я и постараюсь кратко ответить.
Есть ли жизнь в компаниях без стратегии?
Да, есть, и вполне себе регулярная. В подавляющем большинстве компаний малого и среднего бизнеса, с которыми я сталкивалась в своей профессиональной деятельности, стратегия отсутствует, как класс. И отношение к ней, как дань моде — вещь бесполезная в повседневной обычной жизни, но в гардеробе приличного человека должна обязательно висеть, для выхода в свет, например. Как это, пойти в театр, а смокинга нет? Скажу Вам больше, в половине (крупных) компаний стратегия существует, даже подробно описанная в презентациях, утверждённая на советах всякого разного уровня и как, смокинг в гардеробе, лежит себе после этого аккуратно в архивах компании, сама по себе, стратегия — отдельно, компания — отдельно. Все довольны, никто никому не мешает.
Для меня стратегия, во-первых, это Конституция Компании, основы которой чётко известны слово в слово на всех уровнях от Собственника и Генерального директора и до самых стартовых позиций.
Во-вторых, это прицел в жизни компании, на ту "дальность выстрела", которая доступна на уровне здравой логики топ-менеджмента и собственников бизнеса. Определяется она, в основном, запасом инерции ключевых компетенций компании и / или горизонтом окупаемости производимых или планируемых капитальных инвестиций в бизнесе. Отсюда для меня, частично, вытекает и ответ на вопрос:
В чем разница между компаниями, имеющими работающую Стратегию, и компаниями, существующими без неё?
На коротком промежутке заметить эту разницу трудно, она не ощущается. Тем более снаружи разобраться достаточно трудно. Лозунги с миссией, видением и стратегией на парадном входе не есть подтверждение работающей стратегии.
Как уловить эту разницу? Отвечу так. Приведу два определения из Википедии:
Так вот, для меня компания без стратегии — это рота пехоты — управлять можно вполне на уровне здравой логики, опыта и чуйки. Тоже неплохо получается.
Но я предпочитаю отряд снайперов, и считаю, что за ними будущее, и в реальной войне (если не дай бог(!), она случается) и в бизнесе.
Ну и теперь, второй блок вопросов, собственно которому и будет посвящено основное время на семинаре.
Какая стратегия мне нужна как управляющему Менеджеру / Партнёру / Собственнику? Как разработать стратегию и заставить её работать в компании каждый день и на всех уровнях организации?
Мне нужна хорошо подогнанная настроенная снайперская винтовка с прицелом на "несколько лет вперёд". Понятно, что разброс пуль всегда будет существовать, и он разный, в зависимости от того, на какую дистанцию я прицеливаюсь — на неделю вперёд или на тысячу дней. Моя задача в стратегии в том и заключается — рассчитать, каково максимальное отклонение от "10" через два-три года в конкретном бизнесе, и что собственно будут означать сама "10" и наихудший вариант в бизнесе в привычных терминах прибыльности, Cash Flow и т.п.
Практическая методика, сложившаяся 7 лет тому назад в реальном очень низко рентабельном и достаточно большом бизнесе (топ-200 крупнейших непубличных компаний России), основанная на:
… и будет практическим примером работы на семинаре 06 февраля "Разработка и оцифровка стратегий. Самостоятельная организация стратегических сессий в компании".
|
|
||
Татьяна Каримова. | ||
|
||
vsetreningi.ru. | ||
|
||
26 января 2016. | ||
|
||
Реклама и маркетинг; Тренинги для руководителей; Продажи и переговоры. |