Не секрет, что строительство одна из древнейших отраслей экономики большинства развитых стран. Более того, строительство — одна из самых финансово ёмких и прибыльных отраслей. Но почему же именно строители страдают одними из первых в любой кризис? Почему именно строителей часто ассоциируют с такими понятиями как "срыв сроков" и "перерасход бюджета"? Почему бытует мнение, что строительство в нашей стране стоит "очень дорого", не то, что за рубежом?
Оглядываясь на зарубежный опыт, можно выявить достаточно чёткую тенденцию к внедрению принципов бережливости (или бережливого производства) не только на предприятиях машиностроительного сектора, но и в строительстве. Более того, в США создан даже специализированный институт, имеющий филиалы во всех развитых странах, — Lean Construction Institute. Собственно, принципы бережливости и легли в основу реорганизации работ, результаты которой и освещены в данной статье.
В соответствии с основными принципами бережливости необходимо выявить потери и их устранить максимально безболезненно для компании, даже не так, а максимально полезно для компании.
Всего существует семь основных видов потерь и восьмой "современный":
Исходные данные рассматриваемого примера:
Основные статьи затрат следующие (по состоянию на 1 кв. 2015 года):
Итого: (448 000 + 590 000 + 955 800)*1,05 = 2 093 490 руб. Коэффициент 1,05 — надбавка на накладные расходы — 5%.
Работа в идеальных условиях (как "запроектировано") должна быть выполнена за 25 рабочих дней.
Для заказчика себестоимость работ следующая: 2 610 510 + 18% (НДС) +10% (прибыль) = 2 717 350 руб.
Технологический процесс монтажа теплосети состоит из пяти основных этапов:
Не вдаваясь в конкретные цифры, мои исследования показали следующее: существует большое количество простоев, неравномерна загрузка машин, персонала, из оборота изымаются огромные средства на закупку материалов "за ранее".
На графиках нижняя кривая (фиолетовая) — это чистая стоимость работ, т.е. если рабочий работает, то он получает зарплату, а если стоит, то не получает. Верхняя кривая (синяя) отражает текущие затраты, т.е. "как привыкли" — если рабочий курит (потому что "наблюдает" за работой экскаватора), то он все равно получает зарплату.
Максимальный эффект по снижению себестоимости будет достигнут тогда, когда фактические затраты на строительные работы будут совпадать с "чистыми" (верхняя кривая "упадёт" к нижней).
Для того, чтобы не было "наблюдений" за работающим экскаватором, а также за "копающим" рабочим необходимо выравнивать загрузку существующих ресурсов, а для уменьшения выведенных из оборота средств нужно закупать материалы настолько малыми партиями, насколько это сможет обеспечить текущую необходимость.
Поначалу такой подход кажется абсурдным, кроме того, выкопать траншею в 65 метров — "пустяк", трубы можно купить все сразу (чтобы потом "не ждать"), да и песок на засыпку тоже (вспомните огромные кучи песка, которые завозят при реконструкции дорог).
Для выравнивания загрузки участников работ необходимо ориентировать их работу на некоторую среднюю величину — среднее время выхода готового изделия. Для промышленного производства все просто — одно изделие и есть та самая средняя величина, но как быть со стройкой? Какую среднюю величину взять?
Например, для рассматриваемой теплосети можно рассматривать погонные метры, но сколько их учитывать? Один или десять? Привязка следующая: среднее время полной укладки 1-го погонного метра трубы 25 дн*8 ч/125 м.п. = 1,6 ч/п.м. Следовательно, в смену (8 часов) должно быть уложено: 1,6 м*8 ч = 12,8 м. Т.к. одна труба имеет длину 11 м необходимо ориентироваться на 1 целую трубу в смену, т.е. на 11 метров в смену.
Схематично процесс строительства теплосети представлен на рисунке.
Рассмотрев показатели затрат МиМ (машины и механизмы) и ФОТ в час для каждого этапа можно сделать следующие выводы:
Для организации бережливой стройки мне потребовалось выполнить три этапа реорганизации работ.
На первом этапе необходимо обеспечить постоянную загрузку наиболее дорогого ресурса — экскаватора. Экскаватор без остановки должен работать на этапах: разработки траншеи и обратной засыпке.
Ориентируясь на непрерывную загрузку экскаватора необходимо 8,23 + 0,70 = 8,93 часа, учитывая временные лаги примем значение 10 часов. Остальные работы укладываются в этот промежуток с запасом: 2,11 + 6,34 + 1,41 = 9,86 часа, но учитывая "запасного" рабочего запас времени оставлять нет необходимости.
Таким образом, получается, что полный монтаж 11 м происходит за 10 часов, плюс 10 часов на 1-ый начальный этап, или 10 ч*125 м.п./11 м.п. +10 ч = 123,64 часа, или 15 дней и 4 часа, а не 25 дней (!).
Расходы составят: (ФОТ) 256 907,00 руб. + (МиМ) 406 325,00 руб. = 663 232,00 руб., что меньше фактических затрат при существующей организации работ на 495 313,00 руб., или на 42,8%. При этом время проведения работ уменьшается на 9 дней и 4 часа.
Если сравнить графики выполнения последовательности работ до реорганизации (слева) и после (справа), то можно наглядно увидеть, что за 36 часов будет уложено уже 3 трубы, а не 2, при обычной организации.
При стандартной организации работ закупаются все трубы и песок единожды, но при оптимизации нет необходимости в получении всего объёма поставок единовременно, требуется 1 труба на 10 часов и 66 м³ песка. Т.к. на изготовление 12 труб требуется 5 дней, то за один день смогут сделать 2 трубы, следовательно, чтобы не увеличивать стоимость доставки на 5 000 руб., трубы будут привозить один раз в 4 дня, песок смогут привозить каждый день. Тогда расходы будут следующие: 66*500 = 33 000 руб. каждый день и 48 400*4 составят: 193 600 руб.
Таким образом получается, что затраты на поставку материалов достаточно сильно разнесены во времени и нет необходимости сразу закупать их большое количество, а, следовательно, не нужно выводить из оборота крупные суммы денег.
Как правило, "сдавать" готовые участки теплосети выгоднее, чем сначала траншею, затем трубу в траншее, затем испытанную трубу и только потом закопанную трубу. Нарастание объёмов выполнения в таком случае "сдвигается" к конечной точке всего проекта и, следовательно, возникает дефицит бюджета (график слева).
При организации труда с использованием принципов бережливости такого дисбаланса не возникает, существует лишь небольшой сдвиг в оплате, но оплата пропорциональна затратам, т.к. выполняются сразу "готовые" участки теплосети (график справа).
Сопоставляя эти графики можно увидеть насколько больший аванс требуется при стандартной организации работ и насколько сильно "отодвинуты" сроки получения денежных средств за уже выполненную работу.
В результате использования только одного из многих инструментов бережливого производства — выравнивание загрузки, при проведении СМР исчезает достаточно большое количество непроизводительных потерь, а именно:
Таким образом получается, что использование даже основных принципов бережливости позволяет существенно увеличить скорость выполнения работ без потери качества, уменьшить первоначальные вложения и существенно сэкономить на выполнении работ.
Как видно из приведённого примера, вполне возможно снизить затраты на проведение строительных работ на 30–40% без применения каких-либо серьёзных структурных преобразований. Самое главное — реальный эффект от сделанных изменений возникает достаточно быстро (в моем случае через 3 месяца), а если заниматься внедрением инструментов более тщательно, то, думаю, эффект сможет составить 50–60%!
|
|
||
Пашков Павел Игоревич и Алешин Андрей Николаевич. | ||
|
||
vsetreningi.ru. | ||
|
||
1 марта 2016. | ||
|
||
Тренинги для руководителей; Управление персоналом. |