Проблема расчёта чистой прибыли в компании с несколькими центрами финансовой ответственности (ЦФО) знакома многим руководителям. В своё время руководство нашей компании тоже столкнулось с этой проблемой, в процессе её решения был создан продукт "1АБ:Управление финансами" , с помощью которого мы стали получать настоящую картину деятельности предприятия и легко управлять чистой прибылью.
В нашей компании 10 отделов продаж, 10 отделов внедрения, каждый занимается своим направлением, и раньше было непонятно, насколько они прибыльны по отдельности. К примеру, направление по автоматизации документооборота — насколько оно прибыльно? Мы можем сказать, сколько прямых затрат несёт это направление, но, помимо этого, существуют ещё и косвенные затраты. Так, на это направление также работает бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, маркетинг, наконец, оно пользуется брендом компании. Эти общие затраты активно используются, но они, как правило, не распределяются вовсе или несправедливо распределяются по направлениям. Но если отдел употребляет эти затраты в большом количестве, то логично, что он должен их компенсировать в соответствующем объёме. Эти моменты мало кто учитывает при распределении затрат для расчёта чистой прибыли.
Раньше в нашей компании за чистую прибыль отвечал только владелец компании, остальные руководители не были замотивированы на конечную прибыль компании. К примеру, коммерческий директор отвечал только за 2 показателя: выручка и ФОТ (фонд оплаты труда). Для него были установлены определённые рамки, в которых ему нужно было действовать. Например, ФОТ от выручки должен быть не больше 10% вместе с зарплатой этого руководителя. С такой системой мотивации коммерческий директор не был заинтересован в конечном финансовом результате офиса.
В один прекрасный момент руководством компании было принято решение считать прибыль не общую, а по офисам, направлениям и видам деятельности, чтобы видеть, кто сколько действительно приносит прибыли, а кто работает, скорее, в убыток. Для этого был разработан программный продукт "1АБ:Управление финансами".
Если отдел употребляет затраты в большом количестве, то логично, что он должен их компенсировать в соответствующем объёме. Эти моменты мало кто учитывает при распределении затрат для расчёта чистой прибыли.
Давайте представим ситуацию. Компания имеет холдинговую структуру c несколькими филиалами. Обычно в компании прибыль считается по отдельно взятому филиалу, но никогда не учитываются те его затраты, которые покрывает головная компания. Ведь филиал пользуется её услугами — это может быть бухгалтерия, юридический отдел, курьерская служба и т.д. Насколько прибыльным будет упомянутый филиал с учётом этих затрат — большой вопрос.
Внутри филиала могут быть и офисы, и подразделения с различными направлениями деятельности. Которые из них действительно прибыльные, а которые нет? Как это узнать?
К примеру, руководство филиала получает отчётность о прибыли и видит, что бизнес убыточный. Кто в этом виноват? Из-за какого офиса компания несёт убытки?
Казалось бы, самый простой вариант выяснить это — посмотреть по общей прибыли:
На первый взгляд, кажется, что тот, у кого прибыль составляет 0 рублей — убыточный. А лучше всех работает офис №1. На самом деле реальная картина дел выглядит так: в заданный период на офис №1 работал весь маркетинг компании и большая часть юридического отдела. То есть он больше других использовал услуги этих подразделений компании для достижения своих целей. А значит, будет справедливо, что он должен их компенсировать. И если из его прибыли вычесть эти затраты, то получается, что он в убытке.
Этот пример доказывает, что очень важно видеть реальную картину деятельности предприятия, понимать, куда на самом деле деваются деньги, кто действительно приносит прибыль, а кто просто много тратит и мало зарабатывает. Кроме того, важно понимать причины, почему то или иное направление работает в убыток: может быть дело в плохо выстроенной структуре компании, а может подразделение действительно плохо работает. Владея этой информацией, можно грамотно управлять чистой прибылью, справедливо и правильно распределять ресурсы предприятия, мотивировать тех, кто недостаточно хорошо работает, и поощрять тех, кто работает хорошо.
Вернёмся к нашему примеру с филиалом: имея в наличии инструмент распределения затрат, директор филиала сможет справедливо отвечать за то, что пользовался некой услугой, и будет отчислять некую сумму на покрытие всех затрат в отдел, который эту услугу предоставляет. Таким образом, будет налажено справедливое финансирование недоходного отдела.
Продукт, разработанный в нашей компании, помогает правильно собрать затраты и справедливо их распределить по любому центру финансовой ответственности.
Очень важно видеть реальную картину деятельности предприятия, понимать, куда на самом деле деваются деньги, кто действительно приносит прибыль, а кто просто много тратит и мало зарабатывает.
Посчитать прибыль по ЦФО в компании с несколькими направлениями деятельности — задача высшей сложности. Сложная математика расчёта затрат зависит от множества вариантов схем расчёта, которые, в свою очередь, могут варьироваться в зависимости от количества направлений деятельности в компании, от ситуации в компании или на рынке и многого другого. При расчёте прибыли, в таких случаях, есть большой риск допустить ошибки. Быстро и правильно посчитать расчёт затрат без специального инструмента практически нереально. Программа "1АБ:УФ" позволяет создать множество моделей распределения затрат. В зависимости от обстоятельств, можно создавать новые модели, добавлять в них новые параметры, а старые отправлять в "библиотеку" моделей.
Продукт "1АБ:УФ" поддерживает 2 основных принципа распределения затрат:
распределение по принципу справедливости (когда руководители ЦФО договариваются о распределении затрат определённым методом, который всех устраивает);
"авторитарное" распределение, принятое руководством по умолчанию.
Важный момент: при составлении моделей или принципов распределения затрат необходимо получить согласие от всех участников, которые принимают управленческие решения. Все модели управления и распределения строятся исключительно на взаимном доверии и уважении.
Когда полезно уметь рассчитывать затраты?
Все модели управления и распределения строятся исключительно на взаимном доверии и уважении.
Из нашего многолетнего опыта работы с клиентами мы можем сделать вывод, что не многие задумываются над тем, из чего складывается чистая прибыль, как в действительности работает каждое из подразделений предприятия, и как правильно распределить ресурсы.
Поэтому мы призываем руководителей компаний относиться к этому вопросу более осознанно. Ведь грамотный расчёт чистой прибыли и распределение затрат позволяет не только видеть реальную картину деятельности предприятия, но и правильно строить стратегию дальнейшего развития организации.
|
|
||
1ab.ru. | ||
|
||
21 апреля 2016. | ||
|
||
Тренинги для руководителей; Управление персоналом. |