Существуют офисные пространства, которые нагоняют на сотрудников компании тоску. Задача руководителя — сделать офис таким, чтобы работники были настроены творчески и хотели совершать великие дела.
Информационный портал для малого бизнеса Spark.ru подготовил несколько советов предпринимателям, которые хотят сделать свой офис максимально располагающим к творческой деятельности. Даже если не к творческой, то точно не к глобальной прокрастинации. Итак, каким же должен быть офис. В котором рождаются новые идеи?
Инновации рождаются в совершенно разных пространствах: это могут быть яркие open space компании Google, аскетичные офисы 3M или творческие коворкинги для небольших встреч распределённой команды. Интересен также факт, что повторение некоей среды само по себе не может гарантировать вашей компании появление прорывных идей, хотя абсолютно точно влияет на этот процесс. "Среда формирует ощущения — ощущения формируют среду", — фраза руководителя проекта Design against crime профессора Лоррейн Гамман, которая отмечает, что граффити в неблагополучных районах являются одновременно и отражением и причиной неблагоприятной атмосферы.
Прорывные решения — это не про продукт. В первую очередь это вопрос коммуникаций между сотрудниками. И формирование правильной среды — один из самых доступных и удобных решений, способствующих коммуникациям. Чтобы люди из различных сфер и подразделений лучше работали друг с другом, компания в целом должна действовать, как единая нейронная сеть, связанная множеством отношений и пронизанная каналами распространения информации:
Рабочие пространства компании бывают совершенно разными. Это можно назвать "отражением самобытности компании". Дело в том, что обычно, в процесс инноваций вовлечены очень разные люди. И пространство — это отражение чего-то, что их всех объединяет. Например, в Google — это пуфики и какая-то детская атмосфера. В офисе этой компании ты чувствуешь материнскую опеку о тебе, твоём комфорте, питании и т.д. Непосредственность и открытость полностью отражаются в стиле работы. В 3М вы сразу чувствуете себя немного в научной среде: пространства закрыты и аскетичны. А вот в офисе лондонской Made by Many все очень мобильно и легко, как и люди, которые там работают.
Прорывные решения рождаются между компетенциями, сферами и людьми. Так что среда должна достаточно сильно подчёркивать единство и особенности культуры. В этом случае прокладывать мостики будет легче. Это именно тот случай, когда быть немного нестандартным — отличное решение.
Мы крайне редко используем пространство офисов на 100%. Но инновационные компании, понимающие ценность открытой информации, научились задействовать стены как огромные полотна для создания единой информационной среды. Они действуют как дизайнеры, создавая своеобразные корпоративные mood-boards ("стены настроения", которые обычно используются для сбора любой важной для создания продукта и вдохновляющей информации: прототипы решений, цветовые идеи, фотографии пользователей и т.д.).
Визуализация — действительно, очень ценный ресурс. Это возможность для компании создать общее настроение, описать смысл работы, подчеркнуть существенные изменения, вовлечь людей в жизнь друг друга. Что может служить артефактами? Да практически всё что угодно:
Визуализировано может быть каждое рабочее место. Компании используют для этого доски или стены. Таким образом, проходя по офису, сотрудники сразу понимают, кто и чем занят сегодня.
Одна из ключевых ценностей инновационных компаний — это целостность. Они понимают, что давление социальных рамок, стереотипов и собственных комплексов отнимают просто бешеное количество энергии. Поэтому они борются за возможность оставаться собой.
Некоторые прорывные проекты, такие как Valve или российский сервис "Кнопка", изначально строились не как компания по производству прибыли, а как новый тип организации. В соответствии с такой стратегией и пространства компаний, которые исповедуют целостность, организуются таким образом, чтобы работающие здесь люди оставались сами собой, не носили маску "крутого парня", а сосредотачивались на том, что их на самом деле волнует. Такие офисы:
Множественные исследования доказывают, что в стрессовых ситуациях у нас блокируются творческие процессы, мозг переходит в состояние животных инстинктов. Иногда, конечно, в таком состоянии тоже рождаются прорывные решения. Вспомнить хотя бы Сергея Королева и его команду. Но решения, принятые под таким давлением, не могут быть ориентированы на человека. Зачастую они являются последней надеждой компании, но и тогда редко приносят выигрыш. Чтобы такая компания могла развиваться, надо постоянно усиливать в ней страх, и это постепенно убивает её изнутри, делает сотрудников абсолютно равнодушными, а чаще — ещё и внутренними врагами.
Happy people do happy products ("Счастливые сотрудники производят счастливые продукты") — слоган компании Happy Melly, помогающей компаниям выстраивать внутренние социальные сети. Инновационные компании поняли, что пропаганда счастья — гораздо более выигрышная стратегия, которая даёт колоссальный результат. При всей внешней нервозности и напряжённости творческих процессов, они являются источником удовольствия для команды, так как сопряжены с позитивом.
Например, компания "ТехноАс" — российский лидер в выпуске приборов температурного контроля — использует доску благодарностей. На ней сотрудники различных отделов размещают благодарственные высказывания в адрес друг друга. Этот маленький инструмент запускает волну позитива, а также знакомит людей с работой друг друга. Конечно, сотрудники не работают только "за спасибо". Но культура признания и благодарностей помогает в совместной деятельности.
Безусловно, невозможно создать среду инноваций, если инноваций в компании нет. Вам не помогут в этом случае ни пуфики, ни модный дизайн. Но, не используя потенциал пространства, в котором работает ваша команда, вы снижаете возможность появления прорывных решений. Не стоит бояться экспериментировать: "типового офиса инновационной компании" не существует. Будьте собой, больше визуализируйте и добавьте позитива.
|
|
||
ekb.dk.ru. | ||
|
||
18 октября 2016. | ||
|
||
Тренинги для руководителей. |