|
Санкт-Петербург. |
О себе:
Психотерапия подразумевает анализ не только вербального, но и невербального поведения клиента, но как объективно провести этот анализ, чтобы его результат не был искажён мифами типа "закрытая поза — не хочет общаться" — на раннем этапе карьеры оставалось для меня вопросом. О таких инструментах, как FACS Пола Экмана и системы записи языка тела человека, например, система Лабана, я никогда не слышал. Единственной книгой Экмана, изданной на русском, была "Психология лжи". Книги, посвящённые эмоциям и выражениям лица, пришлось заказывать через друзей в Америке. Через некоторое время я заказал и FACS.
С интересом к объективному исследованию мимики человека появилось и понимание того, что взаимосвязь выражений лица и эмоций можно использовать в практике. Случай представился практически сразу. Ко мне за консультацией обратился один человек. Его звали Сергей. Он был владельцем достаточно успешного проектного бюро, интересовался психологией, принципами корпоративного управления. Свою проблему он озвучил достаточно просто — несмотря на прилагаемые усилия "с его общением стало что-то не так". Первой моей мыслью было провести когнитивный анализ, найти варианты коррекции и использовать их. Внезапно я обратил внимание на его лицо — во время нашей беседы, а продолжалась она минут сорок, там очень часто появлялось характерное выражение презрения. Возможно, это презрение было обращено в мою сторону, а возможно и нет. Оно могло возникнуть как что-то привычное, например, как компенсация постоянного стресса, метод общения с партнёрами на переговорах. Я перевёл разговор на выражения лица, их значение для общения, и постепенно мы решили, что он дома перед зеркалом попробует откорректировать своё выражение лица. Вспомнив неврологическую подготовку, я быстро сформировал для него комплекс упражнений, и мы договорились о следующем визите. Через неделю Сергей сказал, что, к его удивлению, появилась положительная динамика. На него стали не только позитивней реагировать, но и он сам стал чувствовать себя гораздо лучше, снизился стресс. Для себя я сделал первый вывод — технология реально работает.
Кроме использования анализа выражений лица в психотерапевтической практике, я стал разрабатывать и проводить семинары и тренинги по этому направлению. В 2010 году на своём сайте (тогда он назывался seeemotion.com) я установил первый в России он-лайн тренинг микровыражений. Тренинг основан на Facial Action Coding System. В своих методиках я использую не только разработки Пола Экмана, но и других учёных — Альберта Мехрабяна, Олдерта Фрая, Дэвида МакНила, Алекса Пентланда.
Вспомнив историю Сергея, я вспомнил и одну недавнюю историю. В связи со сменой собственников и негативным эмоциональным климатом из одной большой фирмы уходила группа сотрудников. Они собирались открыть фирму того же направления, но более эффективно работающую. Один из этих людей двумя годами раньше был у меня на семинаре. Он предложил провести для группы людей, создававших новую фирму, своеобразный антистрессовый тренинг. Идея был в том, что люди в связи с обстановкой в старом коллективе очень напряжены и инерция этого напряжения может помешать дальше эффективно работать. Напряжение нужно было снизить. Я предложил другой вариант: снятие стресса мы, конечно, в тренинг включим, обучение эффективным методам занимает полчаса, но основным будет распознавание эмоций у себя и других и коллективная коррекция эмоционального климата. Эффект был очень хорошим — новая фирма работает, сотрудники более открыты друг другу, как выразился директор, сотрудники умеют управлять конфликтами.
Я публикую материалы по последним научным исследованиям в области невербальной коммуникации и психологии. Также мне интересно, как в разные исторические периоды люди использовали свои знания в области мимики и жестов в живописи и медицине, как развивалась физиогномика. В статьях я пишу, о том, что можно "прочесть" по лицу и поведению людей с позиции науки, а какие выводы основаны на домыслах и заблуждениях.