Неотъемлемой частью жизни современного успешного профессионала становится участие в разнообразных конференциях и форумах.
Ежемесячно в Москве и других крупных городах России проходят десятки профильных деловых мероприятий, которые посещают тысячи людей. Это возможность получить новые знания, полезные контакты, а главное — громко заявить о себе и своей компании. Порой, одно яркое выступление на профильной конференции способно принести больше заказов, чем рекламная кампания в СМИ и интернете, поскольку подобные мероприятия посещает в основном целевая аудитория, в том числе ваши " горячие" клиенты и потенциальные партнеры.
Однако, само по себе участие в конференции, даже в качестве спикера не гарантирует результат. Наверняка вы обращали внимание на то, что после одних выступлений к спикеру выстраивается очередь из желающих обменяться контактами, а другие не вызывают никакого интереса.
Предлагаю 10 правил, которыми необходимо пользоваться, чтобы выступление вызывало интерес аудитории и желание завести с вами деловое знакомство:
Помните, что слушают не тему, а спикера
Отношение к предмету выступления неизбежно формируется через призму отношения к человеку, который эту тему озвучивает.
Доказано, что содержательная часть выступления оказывает всего 10% воздействия на аудиторию. 60% — информация, передающаяся по визуальному каналу, а остальные 30% — это информация, получаемая по звуковому каналу.
Внешний вид, зрительный контакт, поза, жесты, громкость голоса, дикция и интонации — вот на что слушатели обращают внимание в первую очередь. Даже не обладая от природы тем, что принято называть "харизмой", развивая все перечисленные выше составляющие, вы сможете вызывать симпатию у людей в зале!
Говорите, а не читайте слайды
Чаще всего спикеры допускают главную ошибку, полагая, что слайды на экране и есть их "презентация".Я много раз наблюдал грустную картину того, как выступающий, уткнувшись в свои записи или вообще повернувшись лицом к экрану, зачитывал текст, представленный на слайдах.
Стоит помнить о том, что слайды, карточки и записи — это способ оформить структуру и визуализировать данные. Не нужно читать, говорите! Ваши слова намного ценнее и интереснее, ваша история может быть ярче любого слайда. Прочитать слова на экране, аудитория вполне может и самостоятельно.
Используйте слайды по назначению
Как мы выяснили в предыдущем пункте, слайды являются поддержкой выступления, а не его заменой.
Основные функции слайдов: информировать, объяснять и убеждать. С их помощью можно проиллюстрировать основные мысли, продемонстрировать принцип действия предлагаемой идеи, доказать её состоятельность при помощи яркой картинки или статистических данных — таблиц, графиков и диаграмм.
Важно не перегружать слайды информацией, используя принцип: "Один слайд — одна мысль".
Общайтесь, а не выступайте
Быть участником диалога всегда интереснее, чем слушать монолог.
Вместо того чтобы выступать перед аудиторией с заготовленной речью, выстраивайте беседу, вовлекая в общение людей в зале. Чем больше интерактива со стороны спикера: вопросов к аудитории, предложения совместных действий, ответов на вопросы и комментариев на реплики из зала, тем выше степень вовлеченности слушателей.
Чем интереснее для аудитории выступление, тем выше вероятность того, что с вами захотят познакомиться ближе и обменяться контактами.
Говорите о слушателях, а не о себе
Каждый человек любит, когда говорят о нем: о его достижениях, проблемах, перспективах.
Для того чтобы сделать выступление по-настоящему актуальным для аудитории, необходимо направить фокус внимания на слушателя.
В самом начале выступления объясните, почему предложенная вами тема касается каждого в зале. Рассказывайте не о том, какие услуги предлагает ваша компания, а о том, какие проблемы способны решить слушатели с её помощью. Не расписывайте в красках преимущества вашего предложения, расскажите, какие перспективы открываются перед людьми в зале, в случае его принятия.
Старый, как мир, принцип "Отдавай, чтобы получить", работает и во время выступления. Продемонстрируйте искреннюю заинтересованность в ваших слушателях, и они проявят взаимный интерес к вам!
Расскажите историю
Самым "горячим" трендом последних лет в теме публичных выступлений является "сторителлинг".Кармин Галло в книге "Презентации в стиле TED" пишет: "Личные истории заставляют мозг говорящего и слушающего "синхронизироваться" ©.
Слушая истории, мы невольно ставим себя на место героя, переживая по сути те же эмоции, что и он. Благодаря этому механизму между спикером и аудиторией возникает глубокая и прочная эмоциональная связь.
Интересная история способна произвести намного более сильное впечатление на слушателя, чем красивые картинки, сделанные профессиональным дизайнером, "убедительные" графики и тщательно подготовленные маркетологами тексты. Кроме того, история-кейс будет служить наглядным примером и социальным доказательством эффективности предлагаемой вами идеи!
Используйте юмор
Чувство юмора — крайне полезное качество для спикера. Юмор — это "таран", которым мы способны пробить брешь в стене недоверия.
Доказано, что когда несколько людей вместе смеются над шуткой, между ними возникает приятная эмоциональная связь. Когда вы используете юмор-слушатель воспринимает вас как более близкого человека, особенно подкупает, когда спикер относится с иронией к себе. И не забывайте о том, что "Самые глупые в мире вещи обычно делаются с максимально серьёзным выражением лица" ©
Если юмор не является вашей сильной стороной, можно заимствовать шутки, забавные истории и остроумные выражения у известных авторов, не забывая их указать. Так вы сможете продемонстрировать не только чувство юмора, но и эрудицию.
Важно помнить о том, что юмор должен быть уместным и интеллигентным. Грубые шутки "ниже пояса" точно не будут способствовать укреплению позитивного имиджа. Используйте юмор аккуратно, дозировано и разумно, и у ваших слушателей непременно появится желание познакомиться с таким образованным и остроумным человеком!
Используйте силу эмоций
"Люди чаще всего принимают решения на основании эмоций, а объясняют свой выбор при помощи логики" ©
Выступая перед людьми, приводите эмоциональные аргументы, рисуйте в сознании слушателей яркую эмоциональную "картинку".Дэниэл Гоулман в книге "Эмоциональный интеллект" говорит о том, что мы способны "заражать" своими эмоциями собеседника.
Учитесь быть эмоциональным и страстным во время выступления, и вы сможете передавать свои эмоции слушателю. Люди, с которыми вы смогли установить эмоциональную связь во время выступления, наверняка захотят поддержать её общением и после его завершения!
Не бойтесь отвечать на вопросы
Многие спикеры признают, что не любят и даже боятся встраивать в своё выступление блок ответов на вопросы из зала, и напрасно!
Если после презентации, в аудитории есть желающие задать вопрос, это верный признак того, что она вызвала интерес. Отвечая на вопросы можно продемонстрировать актуальность темы выступления для слушателей, рассказать о чем-то, не вошедшем в основную часть, показать свою экспертную позицию и глубину познаний в теме выступления, повторить ключевую мысль.
Обязательно отвечайте на вопросы развёрнуто, донося до слушателя максимум информации и используя любую возможность повторить свою основную идею — так её лучше запомнят!Заранее подготовьтесь к острым и трудным вопросам, которые могут задать ваши конкуренты и скептики, находящиеся в зале, придумав достойный и социально одобряемый ответ, и вы будете во всеоружии.
Если после вашей презентации слушатели не торопятся задавать вопросы, спровоцируйте их сами, используя формулу: "Чаще всего меня спрашивают". Озвучьте "самый распространённый вопрос" (на самом деле — вопрос, ответ на который выгоден вам) и дайте развёрнутый ответ.
Полезно, если вопросов у аудитории больше, чем позволяет регламент выступления. Озвучьте возможность задать их вам в частном порядке во время перерыва, так вы сможете увеличить количество желающих пообщаться после выступления!
Предложите общение
Нет ничего хуже, чем закончить своё выступление словами: "Спасибо, у меня всё"!
Предложите продолжить общение после презентации. Пригласите всех заинтересовавшихся темой вашего выступления подойти в перерыве, задать накопившиеся вопросы, уточнить детали и обменяться контактами.
Обязательно вставьте в презентацию слайд с вашими контактными данными: телефоном, почтой и ссылками на страницы в социальных сетях. Даже если на самой конференции к вам решатся подойти не все желающие, они смогут легко найти вас в интернете и продолжить общение.
Такой подход сможет увеличить в несколько раз количество желающих познакомиться и пообщаться с вами лично после выступления.
Пользуйтесь предложенными правилами и занимайтесь эффективным нетворкингом с помощью выступления на конференциях, заводя новые полезные и приятные деловые знакомства!