По результатам тренингов, семинаров, мастер классов и консультаций, которые я веду почти у всех клиентов проблемы с созданием бизнес-плана для стартап-проекта. У многих нет вообще никакой стратегии, если же стратегия есть, то жизнеспособность её под большим сомнением, многие просто не знаю свой рынок, свой продукт и т.п.
Поэтому публикую список из десять самых критических ошибок, в помощь начинающим предпринимателям, что бы они не наступали на одни, и те же грабли, а именно:
- Основное внимание уделяется описанию применяемым интернет-технологиям и их достоинствам, а не продукту и его месту на рынке. При техническом описании проблем используются специальные термины, понятные лишь узкому кругу самих специалистов;
- Недостаточно чёткое описание рынка, на котором предполагается развивать интернет-проект (уровень конкуренции, объём рынка, цены на продукцию, основные покупатели/продавцы, темпы роста рынка и пр.);
- Описывая проблемы и предлагаемые технологические решения, авторы интернет-проекта указывают все потенциальные технические сложности;
- Слабо проработана маркетинговая стратегия. Недостаточно чётко описаны каналы привлечения клиентов;
- Используются общие фразы об отсутствии/наличии конкурентов. Недооцениваются конкурентные технологии и продукты;
- Недостаточно уделено внимание созданию бренда или торговой марки;
- Нет сравнения продукта/услуги с современными аналогами, либо приводятся сравнения с хорошо известными и давно существующими компаниями на рынке;
- Нет доказательств того, что преимущества создаваемого интернет-проекта не в реализации более дешёвого товара или рабочей силы (free-lance), а в маркетинговых и технологических достоинствах, ориентированных на долгосрочную перспективу;
- Отсутствие данных по рынку в целом. Нет данных об отрасли, растёт ли она быстрее экономики? Растёт ли интересующий сегмент рынка быстрее отрасли;
- Слабо проработана модель монетизации, отсутствует стратегия продаж и вывода продукта на рынок.
Кроме этого, хочу сказать о том, что важно запуститься с минимальным рабочим продуктом и сделать это, как можно скорее, делая итерации. Зная об этом, всё равно куча начинающих предпринимателей погорела, не делая этого, поэтому сразу "финальте" минимальную законченную версию продукта и продавайте её. Почему основатели стартапов так много времени тратят на первую версию? Они беспокоятся о том, что другие люди скажут о них. Например, что можно было выпустить продукт лучше. Не беспокойтесь о том, что скажут другие. Если ваша первая версия настолько хороша, что её никто не "троллит" значит, вы запускались слишком долго.
Разработка продукта в первом проходе — это общение с пользователем, которое на самом деле не начинается до тех пор, пока вы не запуститесь. Быстро запуститься настолько важно, что вам лучше относиться к первой версии вашего продукта как способу получения первой качественной обратной связи от рынка, чтобы на основе неё выстраивать дальнейшее общение с вашей целевой аудиторией.
Как только вы начнёте общаться с реальными клиентами и собирать от них обратную связь, я гарантирую, вы будете удивлены тем, что они вам скажут. Зачастую, полученная информация может быть приятной и неприятной одновременно. Возможно, им не понравится то, что вы сделали. Но с другой стороны, они захотят, чтобы вы сделали для них другие вещи. Однако, пользователи не смогут сказать вам о том, что им не понравилось, до тех пор, пока вы не запустите "неправильный" продукт и не начнёте собирать обратную связь от рынка.