Каждый руководитель хочет, чтобы сотрудники точно и в срок выполняли его поручения. И почти у каждого есть сотрудники, которые ставят под сомнение его авторитет, отвечают на указания оправданиями, бесконечным потоком вопросов или отсутствующим взглядом.
Несколько коммуникативных приёмов помогут справиться с этой проблемой и стать более авторитетным.
- Используйте утверждения, а не вопросы
Часто руководители не хотят выглядеть авторитарными и формулируют задачи в виде вопросов:
— Алина, ты можешь делать записи во время сегодняшнего собрания команды?
— Игорь, ты сделаешь презентацию для завтрашней встречи с клиентом?
Такие вопросы открывают перед вами поле оправданий. По сути вы начали с "можете ли вы" или "будете ли вы". Теперь ваш сотрудник может легко ответить "нет" плюс любое оправдание, которое у него есть под рукой: "Извините, у меня сегодня нет времени!" или "Я не лучший выбор, я не очень хорошо делаю презентации".
Лучший вариант — заявить о задаче прямо:
Алина, мне нужно, чтобы ты сделала заметки во время сегодняшней встречи.
Такая формулировка подтверждает ваш авторитет и оставляет меньше места для возражений.
- Сохраняйте уверенность во время разговора:
Вроде пустяк, но авторитет передаётся через уверенную речь, до самого конца каждого предложения. Начало вашего предложения может быть очень хорошим, но когда вы дойдёте до конца, вы можете слегка повысить голос, превратив мысль в вопрос.
— Привет, Лида, я хотела проверить отчёт, в понедельник?
Или конец предложения вообще может превратиться в бормотание. Это звучит неуверенно и не вызывает доверия у людей, с которыми вы разговариваете.
- Давайте чёткие указания, а не предложения:
Руководитель иногда чувствует, что ему приходится балансировать между строгостью и общительностью, типа я же свой, такой же человек как и вы. И он начинает формулировать свои указания как предложения.
— Ольга, было бы здорово, если бы ты могла поговорить с кем-нибудь из финансового отдела, чтобы получить информацию для своего отчета.
Вместо этого попробуйте:
— Ольга, пожалуйста, сотрудничайте с кем-нибудь из финансового отдела и включите его или её статистику в свой отчет.
Изменение всего пары слов может иметь большое значение в восприятии вашего запроса. Теперь вместо простой просьбы вы дали чёткую директиву.
- Добавьте крайний срок:
— Вы можете связаться с этим клиентом, чтобы решить проблему с контрактом?
Отсутствие срока означает, что ваша задача будет помещена сотрудником в конец списка дел и её выполнение все время переносится.
— Пожалуйста, позвоните клиенту и решите вопрос с контрактом до конца рабочего дня сегодня.
Теперь сотрудник подотчётен вам.
- Повторите свой запрос:
Если у сотрудника есть обоснованные возражения по сути задачи и срокам, нужно принять это к сведению. Но если нет, просто повторите просьбу:
— Я ценю ваш вклад, Елена, но нам требуется время для редактирования и окончательной доработки предложения, поэтому мне нужно, чтобы вы сделали это сегодня к концу дня.
Попробуйте внедрить эти приёмы в своё общение с командой, и вам будет намного легче принять роль авторитетного лидера.