Я часто рассказываю сказки на ночь своим крестникам Анне и Ною, когда их родители приглашают меня провести с ними время. Меня поражает, сколько историй они готовы вместить. Они умоляют меня: "Ну, пожалуйста, ещё одну", а потом: "Ещё одну". Похоже, человек так устроен, что ему очень нравится слушать хороших рассказчиков.
Взрослея, мы не теряем вкуса к хорошим историям. Я работаю с будущими лидерами в Стэнфорде, помогая им составить убедительные рассказы, которые помогут им достичь их цели в руководстве людьми и публичных выступлениях. Я разработал семь правил успешных рассказчиков для презентаций и бизнес-встреч.
Не надо предисловий. Лучшие ораторы немедленно помещают нас в эпицентр событий. Они завладевают нашим вниманием и задают тон, обещающий нам как слушателям уникальное удовольствие и незабываемый опыт. Избегайте начала вроде: "Я бы хотел рассказать вам историю о том, как я научился…" Вместо этого начните с самого действия и скажите прямо о том, чему вы научились.
Тщательно выбирайте первые и последние слова. Второго случая произвести хорошее первое впечатление нам не представится. Не надо выучивать наизусть всю историю, но великие лидеры знают назубок первые и последние слова — и могут произнести их без колебаний. Не пренебрегайте возможностью эффектно начать и закончить.
Пусть деталей будет, как в сказке "Три медведя", — в самый раз. Дайте нам не больше и не меньше. Если подробностей будет слишком много, мы утратим нить или, что ещё хуже, заскучаем. Если мы не услышим достаточно деталей, нам может недоставать контекста для полного понимания или для приложения истории к собственному опыту. Если возможно, опробуйте свой рассказ на нескольких друзьях, похожих на тех людей, которые будут вас слушать. Пусть они помогут вам определить нужный объем деталей и прорисовок.
По мысли на человека. Обращаясь к группе, в каждый момент времени сосредоточьтесь на одном слушателе, меняя его каждые 4–7 секунд. В течение рассказа по возможности постарайтесь установить связь с каждым человеком. Не "размазывайте" контакт глазами по всей аудитории, как свет от маяка, лучше встречайтесь глазами с конкретными слушателями. Можно попробовать на время презентации "назначить" одного из участников общения действующим лицом вашей истории.
Не забывайте о силе поэзии. Используйте меньше слов, но пусть они передают больше смысла. Мой преподаватель английского языка в старших классах мистер Уэсслинг, чтобы рассказать нам о поэзии, использовал аналогию "волшебного грузовика с зерном". Он говорил: "Представьте себе, что волшебный грузовик позволяет фермеру перевезти в семь раз больше зерна, чем обычный" (нетрудно догадаться, что я вырос в Канзасе, не правда ли?) Мы составляли длинный список преимуществ такого средства: меньше возни, меньше расход топлива, больше свободного времени и т.д. Затем он делал вывод: "Ну вот, мальчики, именно так работает поэзия. Это когда используешь всего несколько тщательно выбранных и соединённых друг с другом слов так, чтобы они несли гораздо больше значения, чем обычно". Образность этого рассказа, услышанного мной 30 лет назад, напоминает мне о силе поэзии и силе слова.
Используйте тишину, чтобы оказать влияние и расставить акценты. Когда композитор пишет партитуру симфонии, он или она помещает паузы там, где должна быть тишина. Эта пауза является частью музыки не меньше, чем ноты. Молчание — мощный инструмент рассказчика, и им часто пренебрегают. Мэтт Мэй развивает эту тему в своём недавнем блоге в Harvard Business Review. Намеренное молчание привлекает внимание к тому, что уже было сказано, или к мысли, которая за ним последует — и позволяет другим привнести собственное толкование.
Знайте свою аудиторию, цель и послание. Используя эту простую схему из трёх пунктов из книги Мэри Мантер и Линн Рассел Guide to Presentations, вы добьётесь того, что послание будет чётким, завоюет аудиторию и побудит её к желаемым действиям.
Оратор, применяющий эти семь стратегических принципов, сможет вложить в свою историю больше мастерства и смысла.
Приведу два примера. Недавно известный писатель Джеффри Клугер выступал в передаче "Вечер с Сетом Мейерсом" и рассказывал о своей книге, посвящённой нарциссизму. По сути, он использовал те же самые семь принципов, излагая две краткие истории менее, чем за пять минут. Сначала он повествует о своём общении с космонавтом Джеймсом Ловеллом в процессе написания книги Apollo 13, а потом о встрече с президентом Клинтоном в овальном кабинете. В обеих коротких историях он даёт нам ровно столько деталей, сколько надо, чтобы ввести нас в курс дела. Хотя многие из нас никогда не были в овальном кабинете, Джефф помогает нам с лёгкостью представить себе, что он переживал, и понять, почему действия президента оказали на него такое большое влияние.
Чтобы увидеть образец того, как хорошо использовать историю внутри презентации, я предлагаю посмотреть речь Марка Безоса на конференции TED в 2011 году под названием "Жизненный урок от пожарника-добровольца".
За три минуты Безос рассказывает потрясающую историю с применением наглядных материалов. Особенно интересен выбор последних слов — "Спасите ботинки". Они служат кратким поэтическим резюме его речи. Также он очень тщательно выделил те детали пожара, о которых стоит говорить, и те, которые можно опустить. Мы знаем, что хозяин дома стоит снаружи, под дождём и босиком; но мы не знаем название улицы или каков с виду горящий дом. Безос даёт нам только то, что нужно для понимания.
Истории могут убеждать и развлекать. Они могут учить и влиять. Истории делают наши послания запоминающимися. Используйте эти семь принципов для оттачивания и совершенствования своих навыков рассказчика, и вы добьётесь нужных вам результатов в руководстве людьми и передаче своих мыслей.