Что такое голос — это звук, который издаёт человек посредством своего речевого аппарата или если быть точнее, совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых голосовым аппаратом человеком. Голос человека это такая же уникальная характеристика человека, как отпечаток пальца.
Как только человек научился говорить, то голос стал одним из самых сильных инструментов невербалики. Да-да, голос относится как раз к невербальным способам передачи информации. Давайте я немного поясню, что такое вербальные и невербальные способы передачи информации. Да, к вербам это не имеет никакого отношения. Вербально, это то, что мы говорим с помощью слов. То есть это то, что, мы произносим. А вот невербально, это как мы произносим. Невербально, это тембр и тон голоса, это мимика, жесты, позы. Всё то, что усиливает информацию. Я посчитала необходимым подчеркнуть, что голос это невербальный инструмент. Потому, что иногда мне приходится спорить с коллегами, которые считают голос как составляющую часть слов, которые произносит человек.
И ещё раз подчеркну, что голос едва ли не самый сильный инструмент невербалики. Особенно для тех людей, которые выступают публично. И для них владение своим голосом, это составляющая часть профессии. Наверно многие выступающие люди хотели бы обладать завораживающим волшебным голосом. Что бы как Сирены вести своим голосом людей туда, куда хотели бы вы. Но такой голос не часто даётся при рождении. Иногда приобрести магию голоса надо с помощью осознанного управления.
Что бы понять, как им [голосом] управлять, надо сначала понять, что имеется в наличии. Итак ваш голос. Тут надо обязательно отметить, что мы слышим свой голос несколько не так, как слышат его окружающие. Вы же замечали, как удивляешься, когда слышишь свой голос со стороны. Ну в аудио или видео записи. Поэтому анализ своего голоса надо проводить именно в записи. Конечно следует включить некоторые психологические аспекты. Так, анализируя свой голос, надо просто отключить осознание, что это голос твой. Лучше всего подходит чтение. Возьмите сложный и, желательно, не знакомый вам текст. И запишите на диктофон ваше чтение. Почему длинный и не знакомый? Потому, что именно при таком чтении вам будут сразу понятны все ваши достоинства и дефекты. Ваша задача верно оценить ваши ресурсы. А человеку свойственно хуже делать незнакомые вещи. Тут то и "всплывут" все ваши подводные камни.
Собственно, сам анализ. Слушайте себя внимательно. Какой тембр у вашего голоса, как громко вы говорите, какие вибрации в голосе. И наконец, если бы вы услышали спикера с таким голосом, как бы вы себя ощущали? Что вам понравилось, что не понравилось? Что вы думаете о владельце голоса? Да, разделитесь на некоторое время со своим голосом и оценивайте его со стороны.
Когда вы провели анализ ресурсов, у вас, разумеется возникнет план по развитию сильных сторон вашего голоса и устранение слабых. Но прежде, чем этот план внедрять в действие, давайте проанализируем, что может повлиять на ваш голос. Факторов достаточно много. Разобрать их все-все-все за один раз не получится. Но мы рассмотрим основные.
Конечно, это болезнь. Вирусные заболевания и переохлаждение приводит к изменению структуры голосовых связок. Появляется хрипота, изменяется тембр и громкость голоса. Кстати, хочу отметить, что на состояние голосовых связок так же оказывает влияние состояние желудочно-кишечного тракта. Вот кто бы мог подумать! Однако хронический гастрит и постоянная изжога тоже приводят к понижению тембра голоса. Как быть в таких ситуациях? Конечно устранять источник воздействия. Если голос является вашим рабочим инструментом, то при малейших изменения необходимо обратиться к врачу.
Работа голоса на пределе приводит к так называемому срыву голоса. Это когда голос пропадает совсем или приобретает более тихое звучание и неспособность воспроизводить звуки определённой частоты. Некоторое сипение или сиплый голос. Поэтому следует все-таки воздерживаться от слишком громкого крика, например. Что делать, когда все-таки голос сорван? Необходим голосовой покой в первую очередь. Попытайтесь использовать другие невербальные сигналы для передачи информации. Не говорите вообще. Конечно тут тоже нужна помощь квалифицированного специалиста, который назначит вам препараты, способствующие возвращению голоса. Знаете, раньше ходила байка, что сырые яйца помогают вернуть голос. Если их пить. Нет, не действует, на самом деле. К доктору, друзья, к доктору. Однако есть несколько общих советов при срыве голоса. Так например на этот период следует исключить горячее и ледяное питье, горячую и острую пищу. Мягонько и тёпленько. Как говорил мой врач.
Курение, естественно, вызывает изменение в голосе. Вообще. Курение способствует сужению сосудов и деформации тканей. В том числе и голосовых связок. Если образно подойти к голосовым связкам, то они как струны. Натянутые определённым образом. И проходя сквозь них, воздух вызывает вибрации. Это и есть наш голос. Вот эти струны атрофируются и провисают. Соответственно, звук выходит совсем другой.
Алкоголь, да, тоже обжигает наши голосовые связки. Способствуя их провисанию. Аналогично действуют на связки острая, горячая или кислая еда.
Так что-же, не пить не курить и не есть? Выбор за вами. Если вы знаете, что может воздействовать на ваш голос, то легче выстроить стратегию по сохранению его. Насколько для вас это важно.
Но есть и хорошая новость. В основном голосовые связки имеют способность восстанавливаться. Не всегда быстро и сразу. Но да. Восстанавливаются.
Итак. Мы с вами оценили ресурсы и риски. Теперь самое время приступить к формированию того идеального голоса, который будет нравится нашим слушателям. Я не все факторы, влияющие на наш голос вынесла в предыдущий пункт. Есть некоторые влияющие моменты. Которыми тоже надо управлять, но они оказывают не только, или скорее, не столько физическое влияние.
Например эмоции. Эмоции влияют на тон голоса, на его окрас и на его громкость. Так отрицательные эмоции гнев, раздражение делают наш голос более высоким, резким и громким. Или, например, презрение даёт более низкие вибрации и тихий голос. Причём не зависимо от пола. Это можно использовать. Либо испытывать эти эмоции, либо не испытывать. То есть речь идёт уже не столько об управлении голосом, сколько управление эмоциями. Но иногда эти эмоции можно умышленно добавлять в свою речь, что бы подчеркнуть ваше отношение к ситуации. Или наоборот, если вы хотите, что бы ваша речь была более ровной, надо исключить влияние эмоций.
Также следует отметить некоторые психосоматические факторы, влияющие на голос. Например челюстные зажимы. Иногда, под влиянием некоторых психологических факторов мы не можем издавать нормальные звуки. Когда, например, нам не нравится человек, с которым мы общаемся. И совершенно не хочется делится с ним нашей информацией. Или когда спикер испытывает сильнейший страх перед публикой (да, такое тоже бывает даже среди профессионалов). Он, буквально, рта не может открыть. Это как раз психосоматический зажим.
Как то надо эту ситуацию менять. Самый хороший способ, это зевки. Или широкое открывание рта с произнесением на выдохе звука "ха". И да, два этих способа не уместны, если вы уже стоите перед публикой. Забавно было бы посмотреть на спикера, борющегося с зажимами такими методами. Это хорошо, наедине с собой. Если осознание зажима произошло на публике, то хорошо бы улыбнуться для начала. Ну это и просто хорошо, и позволяет освободиться. Причём улыбку надо постепенно расширять до максимальной. Без оскала, только. Без оскала. И ещё помогает дыхание в "нёбо". Когда надо выдыхать и произносить тот же звук "ха", но только с зарытым ртом. Можно совместить улыбку и дыхание. Нескольких секунд обычно хватает. Ну а со страхом перед публикой это к коллегам коучам. Да.
И самое главное, что я хотела бы сказать про управление голосом, что ваш голос в первую очередь должен нравится вам самим. Конечно, очень важно владеть голосом мастерски, знать его сильные и слабые стороны. Производить хорошее впечатление при помощи голоса. Но за этим голосом должны стоять вы сами. Вы сами должны быть интересным спикером и профессионалом своего дела. И тогда вас будет интересно слушать, даже если вы будете говорить громко и визгливым голосом. И напротив, даже если вы обладаете самым бархатным голосом в мире, если вы мастерски расставляете тембровые акценты. Но если за этим ничего не стоит, то вряд ли вас будут слушать долго. И соответственно, вы должны быть интересным человеком. Прежде всего для себя. И тогда возникает магия голоса. Тогда вы сможете вести своим голосом людей за собой.