Управление любой структурой состоит из определённого порядка действий: руководитель ставит цели, принимает решения, делегирует полномочия и т.д. В менеджменте процесс управления делится по определённым признакам на группы действий, называемых функциями управления. Повторение этих функций в заданном порядке образует контур цикла управления. Но что такое управленческий цикл?
Управленческий цикл — это модель, которая описывает процесс менеджмента как цикл из повторяющихся этапов, направленных на получение результата. Было разработано множество различных моделей управленческого цикла, но наибольшее признание получила модель Файоля благодаря своей универсальности. Четыре общих функции управления, из которых он состоит, присутствуют в любом виде управления компанией. Это планирование, организация, мотивация и контроль
В начале цикла управления выясняется проблема или ставится задача и заканчивается результатом. И снова все действия повторяются, и частота повторений зависит от типа управления. Цель может быть достигнута путём запуска цикла или нескольких итераций.
Циклические процессы помогают определить общие отношения, характеристики и закономерности, которым подчинены процессы. На этом основано использование планирования и прогнозирования в управлении.
Управление любым бизнесом основано на четырёх основных концепциях. Лидер должен уметь планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Это общие функции цикла управления. Если хотя бы одно из звеньев упадёт или будет неправильно реализовано, цикл будет нарушен, что приведёт к нестабильности в компании. Таким образом, цикл управления включает в себя следующие функции:
Планирование (Plan)
На первом этапе необходимо сформулировать цель и определить, к какому результату стремится предприятие и какие методы помогут его достичь. Для этого составляется так называемый план действий или план действий. Этот шаг включает в себя изучение производства, выявление потенциальных проблем и прогнозирование его будущей производительности. Важно понимать, как сейчас работает магазин и что именно вы хотите в нем улучшить.
Исследование (Do)
Второй этап цикла Деминга заключается в создании условий для реализации плана. Важно провести дополнительное обучение, чтобы сотрудники отдела продаж и маркетинга точно понимали, что планируется на этот цикл и что отслеживает компания. Ведутся другие работы с использованием методов, разработанных для этой цели. Эта фаза цикла Шухарта-Деминга включает следующие принципы: Пилотирование и тестирование изменений. Важно помнить, что во время второго этапа необходимо постоянно следить за изменениями в процессе и анализировать их. В этом и заключается гарантия успеха при реализации такого способа управления
Контроль (Check)
Этот шаг включает в себя проверку результатов и их изучение. Необходимо понять, в каком направлении идёт процесс: становится лучше или хуже, и каковы причины этого. Если бизнес не достиг своих целей, важно понять, почему. Если мы говорим об управлении отделом продаж, то необходимо анализировать статистику, делать прогнозы на будущее и оценивать результат. Тщательная проверка гарантирует отсутствие ошибок в будущем, а также многократно ускоряет внедрение изменений.
Основные действия, которые необходимо предпринять на этом этапе: Анализ данных и их сравнение с заранее определёнными прогнозами. Оценка результатов, полученных в ходе экспериментов. Реализация проекта, если результаты были адекватными, или возврат к первой фазе цикла Деминга для их исправления.
Воздействие (Act) Это последний этап цикла, во время которого вносятся соответствующие изменения в функционирование компании. При этом необходимо избавиться от ошибок в производстве и сохранить все полученные результаты в документации (регламентах, стандартах, должностных инструкциях). На последнем этапе закладывается основа перехода к новому циклу — возврат к первому этапу (это планирование).
Действия, которые необходимо предпринять на данном этапе: Стандартизация результатов, полученных в ходе эксперимента. Завершение исследования. Установление важных элементов для мониторинга. Контроль над происходящими изменениями. Определите, когда начать создание следующего цикла.
Когда следует использовать цикл PDCA (Plan do check act)?
Есть три основные ситуации, о которых компания должна знать, когда придёт время внедрять такую систему. Когда продажи начали падать. В этом случае необходимо проверить существующую систему, провести SWOT-анализ, обновить стратегию развития, сформулировать SMART-цели и затем приступить к созданию плана действий. В соответствии с фазами цикла Шухарта-Деминга необходимо внести некоторые изменения в управление продажами. Когда у продаж появился новый инструмент. Это могут быть, например, скрипты для менеджеров, CRM-система, использование нового канала продаж. Независимо от типа изменений, они должны быть сделаны с учётом цикла. Это позволит своевременно обнаруживать и исправлять любые ошибки, прежде чем они распространятся на систему и вызовут сбои. Если компания работает с ключевыми стратегическими клиентами. Проще говоря, это VIP-потребители. Для работы с такими клиентами также необходимо использовать цикл PDCA. Он поможет вам постоянно повышать качество продукции или услуг, чтобы удерживать внимание такой аудитории и не допустить её ухода к прямым конкурентам.
Распространённые ошибки в цикле управления (примеры).
На практике цикл управления может быть нарушен, что негативно сказывается на общей эффективности деятельности компании. Подумайте, какие управленческие ошибки допускают компании и как они влияют на итоговый результат.
- Локальное планирование — создание планов для отдельных областей/отделов и отсутствие глобальных планов.
- Например, при планировании продаж учитывается только стоимость продукта без затрат на обслуживание, продвижение и рабочий процесс.
- Результатом является отклонение между плановой и фактической прибылью.
- Устаревшая организационная структура компании не отвечает текущим потребностям бизнеса. На замену конструкции уходит время и деньги, плюс даже после внесения изменений появляется инерция старых процессов.
- Отсутствие планов дезориентирует персонал, потеря целей приводит к полному застою в компании; Отсутствие контроля приводит к срыву планов, падению дисциплины, перерасходу средств и т.д.; Выборочный неполный анализ не показывает реальной картины и не даёт адекватной оценки полученных результатов, а тем более перспектив.
Частые ошибки в построении контрольного цикла
Нарушение контрольного цикла может не только увеличить время выполнения задач, но и привести к серьёзным финансовым потерям. Чтобы этого не произошло, важно знать, какие "ловушки" могут помешать вам добиться результата. Одна из главных ошибок — отсутствие стратегического планирования. Некоторые руководители создают локальные планы только для определённых отделов, не принимая во внимание деятельность других отделов. Например, задачи отдела продаж и отдела логистики не согласованы.
В результате прибыль в реальности и "на бумаге" будет отличаться. Например, это выглядит так: отдел продаж пообещал перевыполнить план на 30%. Менеджеры правильно поняли. Однако несоблюдение требований отдела логистики привело к тому, что на складе не оказалось необходимого количества продукции. К другим ошибкам относятся: Несоответствие структуры предприятия современным требованиям бизнеса. Это касается не только поставок инновационных технологий. Сами рабочие процессы, протекающие "по старинке", ведут к потере времени и денег. Периодичность процессов управления помогает выявить закономерности в ходе деятельности организации, что позволяет составлять чёткие планы и прогнозировать результаты. При строгом соблюдении функций и фаз управленческого цикла управления гораздо больше шансов достичь запланированного результата при минимальной затрате ресурсов.
Заключение
Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот; сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на организацию. Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями. Решения, обретающие самостоятельное существование, могут накапливаться. Это приводит к увеличению масштаба и сложности процесса управления.
При этом решения формируют так называемый организационный порядок, обеспечивающий автоматическую работу многих механизмов управления и выполнение необходимых действий без специальных указаний. Это полезно, поскольку ускоряет и упрощает работу менеджеров.
Так же если вам интересно узнать какие действия необходимо предпринимать по теме "управление цикла", можете посетить наш курс "Шпоры для босса". На данный момент акции ещё актуальны, поспешите.