Недавно, будучи на одном из мероприятий для бизнес-тренеров, бизнес-консультантов, я услышала в кулуарных беседах и групповых обсуждениях любопытную рекомендацию: "Так надо задвинуть собственника". Вроде бы в ней ничего такого нет. На первый взгляд. Однако, она весьма часто встречалась.
Формулировка звучала именно как "задвинуть", а "не двинуть". Что она означает? Убрать собственника, директора, исключить его из работы, так как он мешает, гнёт свою линию партии, делает, как он считает нужным, а не как надо, делает по-своему, а не по правилам, с ним сложно работать и находить общий язык, да и вообще он ничего не понимает.
Слушая это, мне стало как-то не по себе. Я ведь тоже собственник. Я — тот самый человек, которого нужно задвинуть… Хотя бы потому, что порой я делаю по-своему и так как я считаю нужным…
И после очередной такой фразы я озадачилась: "А в чём, собственно, дело? На каком таком основании кто-то пытается "задвинуть" собственника? Особенно учитывая, что этим же собственником и приглашён… И/или из его кармана этому кому-то оплачивается…"
Итак, действительно собственник часто мешает. Так, как оказалось, думают некоторые (к счастью не всё) бизнес-тренеры и консультанты. Чем мешает? Вмешивается в процесс, задаёт вопросы, требует внимания, копается в документах, просит дополнительных встреч, наблюдает за каждой мелочью и её же контролирует и т.д. Но что за этим скрывается на самом деле? Именно с ответом на этот вопрос и нужно работать.
Да, бывает, когда владелец бизнеса гнёт свою линию партии. На то он и владелец. Это его бизнес, его деньги, его идея и его риски! Было бы странно, если бы он гнул чью-то другую линию, другой партии. И да, весьма часто он делает именно так, как считает нужным, по-своему. Если он готов отвечать за последствия, почему нет? Предупредили и всё. А может быть стоит познакомиться с видением владельца? Может, если в нём разобраться, оно окажется и не таким уж плохим? Может быть в нём всё-таки есть здравое зерно, которое стоит не выбрасывать, а посеять и ухаживать за ним? Ведь в конце концов именно он — собственник и именно он сейчас платит. Он. А не ему… Это у него бизнес, который работает не первый год. Может быть стоит попробовать реализовывать его идею в его бизнесе, а не свою в его бизнесе и за его деньги?
Может быть поэтому с собственником сложно работать и находить общий язык? Не хочется разбираться в том, как работает его мозг? Понимать, что он понимает? А ведь собственники много чего понимают в этой жизни и в ведении бизнеса. Конечно, владельцы и директора бизнеса не идеальны. Они тоже люди, со своими слабостями. Более того, когда они обращаются за консалтинговыми и тренерскими, другими услугами они фактически это признают. И это нормально — видеть свои зоны роста и не пытаться все делать самому. И всё же… и всё же…
Кто такой собственник/директор бизнеса? Его родоначальник или продолжатель. Его вдохновитель. Его идеолог. Его самый главный ресурс. Его мозг и сердце. Его — индивидуальность! Неповторимость, уникальность и пр. Задача тренера и/или консультанта не создать кучу клоновых компаний, бизнесов "под копирку". Для этого владельцу можно книжку прочитать. Собственник — тот человек, который однажды вышел за рамки, за модели и сценарии, за "правила" и за "правильно", в которых живёт большинство людей.
Конечно, с ним будет неудобно, если мы его будем туда обратно впихивать, навязывать ему то, что он когда-то перерос… Будет выпирать, течь изо всех щелей, и когда-нибудь навязанная система рванёт. Ведь он тот, кто создаёт новые сценарии и правила, о которых потом слагают бизнес-легенды и пишут книжки. Это не значит, что ему не нужна система, правила, технологии. Потому и обратился. Нужны! Очень нужны! Но не стоит его при этом "задвигать". Хорошо понимать, что они нужны по-особенному. Не его под костюмчик нужно подгонять или шить костюмчик, который будет на вешалке в лучшем случае болтаться, а костюмчик по нему шить нужно.
Наверное, в этом-то и загвоздка… Чтоб костюмчик сидел, нужно оценить габариты, размеры, точнее — масштаб личности владельца, широту его видения, размах полёта, извилистость мысли (ведь не всегда короткий путь самый прямой, рациональный и системный) и пр. А вот с этим иногда проблема. Как и посмотреть на мир и бизнес глазами клиента-бизнесмена. Лично я сама со своими возможными подрядчиками за последнюю неделю с этим столкнулась дважды.