Наверное, многие знают поговорку "от времён Петра I": что русскому в радость, то немцу — в тягость! Её смысл понятен всякому предпринимателю и руководителю компании: не все зарубежные методики и технологии управления бизнесом показывают высокую эффективность на российской земле в отношении россиян — партнёров, сотрудников и покупателей (виноват наш особый "генетический менталитет"), в отношении различных поколений (как их именуют сегодня Y, X и Z). Да и среди компаний можно и нужно, рассматривая практику применения управленческих технологии "запада" или "востока", выделять такие целевые группы, как малые, средние и большие предприятия и организации (ориентируясь хотя бы на Закон РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ "), выделять целевые группы по видам деятельности…
Это я к тому, что, возможно, в крупных транс-национальных и федеральных компаниях нужно выстраивать "хорошо отлаженный механизм, приводимый, без лишних рассуждений и инициатив снизу, в движение многочисленным головным офисом" (и то, например, в банковском или телекоммуникационном секторе уже давненько поняли, что "из столиц эффективно управлять метрополиями сложно, да и подчас — невозможно), то для малого и среднего бизнеса ситуация должна, я уверен, однозначно напоминать "гармонично развивающийся организм". Особенно это касается местных игроков различных рынков. Как говорят у нас в Сибири, в бизнесе "каков поп, такой и приход". Ведь собственник или собственники — живые люди, со своими интересами в бизнесе и в жизни, со своими взглядами и личностными особенностями, со своим багажом опыта и знаний, грузом ошибок прошлого. И это, несомненно, транслируется ими в практику руководства.
Вот только бизнес, "не ведая об этом", имеет свои неумолимые законы, которые хорошо отражены в бизнес-поговорках:
- "Для того, чтобы в бизнесе хотя бы стоять на месте, нужно быстро бежать".
- "В бизнесе или ты подымаешься в гору, или падаешь вниз".
- "Хочешь начать идти быстро — шагай один, хочешь идти долго — ищи попутчиков".
- "На рынке нужно стремиться быть первым, или лучше уходить".
Для всего этого "слаженный механизм", отчаянно и упорно (как правило — из последних сил!) приводимый в движение собственниками, точно не подходит через какой-то промежуток времени жизни компании! Нужны партнёры — единомышленники, нужна активная вовлечённость в бизнес хотя бы менеджмента компании, нужна особая корпоративная среда, нужно постоянное обучение, нужны нередко консультанты (если "поезд" опаздывает, или "не очень туда" начал идти).
Так что же такое "саморазвивающийся организм компании"? Это когда упорный повседневный труд по реализации намеченного сочетается с постоянным поиском новых бизнес-идей. И когда в команду "хороших исполнителей" постоянно вставляют генераторов идей и инноваторов — руководителей проектов. Когда принимаются на должности "директор по… (рознице, развитию, по производству, по маркетингу и пр.) молодые и амбициозные, которым передаются в достаточной мере полномочия, а сами собственники занимаются в основном стратегическим управлением "созданным хозяйством". Когда постоянная учёба, развитие и привитие корпоративных ценностей — одна из важнейших функций деятельности компании. Такой "организм", при его отладке и стратегическом присутствии собственников, при чётком взаимодействии их с менеджментом компании, никогда не проведёт к провалу, но чаще всего — к хорошему развитию при разумной загрузке самих собственников. Хотя, конечно, каких-то промахов (в отличие от "хорошо отлаженного механизма") не избежать!