Комплаенс предотвращает возникновение рисков на предприятии, позволяет своевременно реагировать на проблемы, вовремя вносить изменения в бизнес-процессы, защищать компанию от банкротства и собственную свободу. Комплаенс-офицер в организации — это не надсмотрщик, а независимый эксперт, который повышает доверие к деятельности предприятия и предупреждает риски.
Комплаенс — это комплекс мероприятий, нацеленных на предотвращение и минимизацию рисков во всех сегментах бизнеса. В основе системы лежит соблюдение внутреннего регламента компании, законодательства и нормативных актов.
Защитить бизнес от негативного и разрушительного влияния — первостепенная задача руководства. Такой подход говорит о грамотном управлении. Внедрение Комплаенс повышает репутацию компании и помогает защитить бизнес сразу, а не решать проблемы по мере появления.
Комплаенс играет важную роль для предприятий, которые сотрудничают с зарубежными компаниями. Сделка может не состояться даже из-за безобидного жеста — подаренной партнёру ручки. В некоторых странах подобное действие расценивают, как попытку повлиять на решение. Важно заранее позаботиться обо всех нюансах встречи и помимо соблюдения российских законов учесть правовые предписания страны партнера.
Влияние Комплаенса на бизнес
Многие предприятия решают проблемы по мере их возникновения, вследствие чего теряют ценные ресурсы и приобретения: капитал, время, репутацию и сам бизнес. Перемены в законодательстве, непредвиденная ситуация в отрасли или прямая внутриведомственная директива могут стать "триггером" для ФНС. Для налоговой проверки нормативные сроки давности — от 1 до 3 лет, а для уголовного преследования — до 10 лет, что работает не в пользу компании.
Зачастую различные процессы и события на предприятии происходят по причине действия, бездействия, игнорирования, некомпетентности, страха или молчаливого согласия работников. Попытка сотрудника поспособствовать нарушению влечёт за собой негативные последствия для бизнеса, руководства и бенефициара.
Главная задача Системы Комплаенс — обеспечить проактивную защиту бизнеса согласно всем правилам, нормам и требованиям, установленным контрольно-надзорными органами и государством.
В России комплаенс только зарождается и начинает обрастать национальными особенностями. Соответствовать всем установленным и добровольным правилам ведения бизнеса — значит быть "комплаенс". Периодические изменения в законах и большое количество регулятивных норм затрудняют соблюдение всех положений комплаенса.
Проблемы в организации имеют свойство накапливаться и расти как "снежный ком". В итоге вскрываются ранее незамеченные риски, которые губят репутацию и работоспособность компании. Как следствие, значительно усложняется восстановление бизнес-процессов и возвращение в прежнее русло. Решение появившихся проблем влечёт за собой образование новых.
Пренебрежение внутренним или внешним регламентам приводит к денежным потерям и большим расходам на устранение последствий. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужна качественная и надёжная защита от рисков.
Цель комплаенса — минимизировать риски, которые несут не только финансовые, но и правовые, репутационные потери, серьёзно влияющие на будущее компании.
Своевременное внедрение системы комплаенс в бизнес предотвращает:
остановку деятельности;
потерю партнёров, клиентов и работников;
блокировку счетов;
потерю капитала и репутации;
привлечение к субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров;
потерю конкурентоспособности, контрактов, включая государственные, и самого бизнеса;
привлечение к уголовной ответственности и лишение свободы.
Действующий на предприятии комплаенс не только предотвращает видимые риски, но и помогает выявлять скрытые. Наличие Комплаенс-системы — показатель надёжности, продуктивного и законного сотрудничества с компанией. Контрольно-надзорные органы относятся к такой организации более лояльно, партнёры и клиенты доверяют ей, а инвесторы охотно вкладывают деньги.