Много тысяч лет назад учителя почитались людьми за то, что те помогали им просвещением, своими знаниями. В обязанностях правителей в ведическом обществе можно найти обязательный пункт — предоставить учителям возможность передавать свои знания. К стопам учителей склонялись все, включая царей. Люди старались жить в соответствии с наставлением учителей. Золотые были времена.
А сейчас периодически начинаешь задаваться вопросом о том, что может следует прекратить делиться знаниями с людьми, пусть все идёт своим чередом. Ну да, без знаний прочный прибыльный бизнес руководитель не построит. Так ведь и практика показывает, что им нравится ходить, набивать себе шишки, затем через непомерные усилия добиться какого-то результата и радоваться этому. И не важно, что результат мог быть в несколько раз выше и намного меньшими усилиями, для них это не важно. Обучение же настолько сильно фильтруется и берётся 1% от услышанного, хотя все бизнес-тренера просят каждый раз использовать весь комплекс рекомендаций. Но руководитель положил себе в копилку то, что он прошёл очередной курс обучения, о чем может известить своих партнёров и тем самым похвалиться. А далее идёт процесс соревнования по количеству обучения и уровню бизнес-тренеров.
Такое поведение ясно говорит о том, что при создании бизнеса цели человека не были чётко прописаны. Был вопрос о том, где брать деньги. В итоге было принято решение создать свой бизнес, который будет давать деньги. Но ведь и убыточный бизнес даёт деньги. Просто расходы превышают доходы.
Отсутствие целей часто приводит компанию к тому, что она бросается из огня да в полымя, мечется в постоянных поисках решений, не доводя до конца одно, хватаясь за другое, от одного тренера к другому. Вместо того, чтобы сесть, успокоиться и попросить специалиста объяснить, как компании лучше всего развиваться, составить вместе с ним план действий по реинженирингу бизнеса, произвести все эти изменения и наслаждаться получаемыми доходами, слаженной работой коллектива и просто жизнью.
Но этого не происходит, потому что эго руководителей играет с ними злую шутку: они руководители компании, у них на счетах куча денег, а следует прислушиваться к советам человека, у которого ничего подобного нет, кроме знаний. Знания — основное богатство учителя, за которое он пытается получить вознаграждение.
Это в ведическом обществе цари постоянно шли на поклон к учителям, даруя им несметные богатства в знак благодарности, при этом считая себя ниже по положению, чем они сами, потому что именно учителя обладают знаниями о том, как царь может приумножить богатство, а также, как одной своё рекомендацией полностью разорить его. Именно знания считались главным могуществом. Ведь имущество может быть уничтожено в мгновения, а знания останутся с человеком навсегда.
Но сейчас не ведические времена, и руководителям сложно управляться со своим высокомерием. И именно высокомерие не позволяет знаниям, которые дают учителя, полностью войти и реализоваться. Очень часто руководители сопоставляют отдельные рекомендации с прошлым опытом, когда что-то из этого не срабатывало, пропуская мимо ушей то, что эксперт просит сделать это все в комплексе. В итоге, в адрес эксперта начинают сыпаться обвинения в его несостоятельности. И с этим приходится сталкиваться экспертам высочайшего уровня тоже.
Затем, чтобы потешить своё самолюбие, руководители начинают между собой принижать рекомендации эксперта и самого эксперта, хвалясь тем, что в итоге сделали все по своему и смогли какого-то результата достичь. А то, что это могло быть просто везение и что результат мог быть лучше, если бы послушались бизнес-тренеров, умалчивают. Почему? С точки зрения психологии это делается, когда человек не уверен в себе. Ведь высокомерие — ширма неуверенности. Принижая другого, человек пытается поднять себя в своих собственных глазах.
В итоге, в наши дни отношение к преподавателям настолько неуважительное, приравненное к труду разнорабочего. Да, отчасти это отношение сложилось из-за действительно низкоквалифицированных преподавателей, которые своими действиями могли привести владельца бизнеса даже к разорению. Но ведь это не такой большой процент. Гораздо больший процент неудач связан с неправильной постановкой задачи специалистам, в решении самому разобраться со своими проблемами. Потому что, что может посторонний человек знать о компании, которую руководитель создал? И он прав. Посторонний человек этого действительно не знает. Но бизнес-тренер владеет технологиями, решениями всех возможных проблем в бизнесе. И в этом его главная ценность.
Часто из-за этого руководители отказываются от сотрудничества с бизнес-консультантами, потому что те либо слишком общими фразами говорят о своих предложениях, либо предлагают узкий вид работ, который руководству может казаться не важным на данный момент, а рассказывать о себе им не хочется, так как боятся утечки информации о себе. Здесь и боязнь конкурентов и страх узнать, что ты на самом деле не настолько компетентен в вопросах построения бизнеса.
Именно последний страх заставляет ещё руководителей молчать и просить о помощи. И ещё страх, что о низкой компетенции узнают другие. Это уже публичный позор. Только сильный человек может решиться преодолеть свой страх. А мир устроен так, что помощь приходит только тогда, когда просят. Потому что тогда человек эту помощь принимает.
И часто за помощью приходят тогда, когда ситуация сильно запущена, когда понимают, что все имеющиеся знания исчерпаны и нужен опытный взгляд со стороны. Но бывает слишком поздно что-то делать и что-то менять. И единственный совет, который можно в таких случаях дать — это идти в церковь и молиться, потому что только чудо может спасти компанию от разорения.
А перед бизнес-тренерами в итоге снова и снова встаёт вопрос о том, стоит ли в таком случае давать знания людям, если почти все их них положат их на полку, оставив это в виде информации, которой они обратятся при случае, когда будет время и настроение. И ещё вопрос о том, какое количество денег способно окупить безразличие руководителей к их труду? И вообще, возможно ли это окупить деньгами? Ведь единственное оскорбление учителя — это игнорирование знаний. А оскорбление деньгами не измерить.
И единственное, что заставляет истинных учителей продолжать делать своё дело — предназначение. Как говорила мать Тереза: "Делай это, потому что это нужно тебе и Богу". Потому что среди многих миллионов людей может встретиться тот, кто действительно сможет все правильно воспринять и достичь вершин в своих целях.
Это и является ответом на вопрос учить или не учить. Учить!