Есть закон: большие деньги делаются за большой срок. Мы не берём криминальный вариант, берём законный. То есть любой крупный бизнес стратегичен, потому что долгосрочен. А это значит, что любой крупный бизнес есть результат не одного, а многих поколений участников. Но что это за участники? Проследим любой бизнес и заметим, что в нём дети продолжают бизнес родителей. Другого варианта просто нет. Любой крупный в мире бизнес — династический, то есть переданный по наследству. Иначе говоря, если бизнесмен закладывает крупный бизнес, он должен ответить на вопрос: куда он его будет девать "после того как"? И если приходит понимание, что лучший способ передать по наследству, тогда нужно закладывать воспитание наследника по бизнесу. Но именно это не умеют делать наши бизнесмены. На первом этапе — это просто воспитание помощника. Но легко сказать — воспитание.
Возникает сразу с десяток вопросов:
- В какой детский сад или школу его отдать, чтобы воспитать не просто главу компании, а главу семейного бизнеса? Какая школа воспитает сегодня семейное начало? Кроме семьи — никакая.
- С какого возраста начать, чтобы не было рано и не было поздно? Если в пять лет рано, а в пятнадцать явно поздно.
- С чего вообще начать — с того, чтобы он начал полы в цехе подметать, или сразу рядом со своим столом его стол поставить и назначит замом? А если мастер будет гонять его за плохо подметённый пол — мастера уволить или поощрить?
- Как преодолеть инерцию "золотого мальчика" — который не хочет работать, а хочет пользоваться благами бизнеса родителей?
- Как победить свои инстинкты сделать из ребёнка иконку своего успеха, где он будет демонстратором успеха, а не работником предприятия. Как можно похвастать перед друзьями ребёнком, который не получает "Мерседес" в подарок, а зарабатывает его в поте лица?
- Что ответить на вопрос второй половины, которая заявляет, что "ты лишаешь ребёнка детства". Но как доказать, что ночные клубы, пьянство и гулянки не являются непременным счастьем, несмотря на то, что это уже вошло в привычку, но как доказать, что бизнесмен в ночном клубе не воспитывается.
- Какого воспитателя к нему приставить? Ведь если делать из него бизнесмена — нужно заниматься этим. А работать когда? Это значит, что бизнесмен хочет сформировать стратегию бизнеса, его первая задача сделать из детей именно стратегических партнёров. Которые являются таковыми по естеству, но не по воспитанию. И перевести своего ребёнка в разряд своего работника очень непросто, если ребёнок ещё подросток.
Даже простой пример навскидку: он что, должен слушать, как я "лаюсь" с подчинёнными? Обратим внимание, что даже короткий список непрофессиональных вопросов может озадачить бизнесмена: ведь большинство из них направлено не на подготовку своего наследника к бизнесу, а на преодоление собственных привычек и пристрастий окружения. И сразу возникает вопрос: а нужно ли идти на множество конфликтов, если надо работать? Не плюнуть ли? Он оглядится и увидит несколько попыток своих коллег справиться с привычками окружения и махнёт рукой. Махая рукой на будущее своего бизнеса. Есть другая крайность — погружение в иллюзии. Я наблюдал за многими бизнесменами, которые тешили себя иллюзиями, что подготовят себе наследника по бизнесу, отправляя его за кордон поучиться. Практика и статистика показала безуспешность этих попыток. Есть одно: никто, кроме самого отца (как правило) и самого бизнеса, бизнесу не научит. Невозможно на лужайке в Сорбонне научиться управлять транспортной компанией даже регионального масштаба. И никакие дипломы бизнесмена не воспитают. Но тот бизнесмен, который отдаёт себе отчёт, что если он собирается передать именно эту компанию наследнику, действительно не знает, как начать, к чему приступить, кому поручить наследника — потому что быть руководителем компании и воспитателем — не особо сподручно. Нужна разработанная техника включения наследника в процесс.
В чём суть проблемы? Задача подготовки наследника — подготовить его к раннему и одно-временно высокому старту — то есть обеспечить изначальное преимущество, не сломав его. Ведь ранний и высокий старт — это залог успеха, но для сильных. Это значит особая стратегия подготовки, где без тренингового компонента обойтись невозможно.