Понятие эмоционального интеллекта EQ появилось сравнительно недавно. В 1990-е годы Питер Салоуэй выпустил статью с названием "Эмоциональный интеллект" в США. В этой статье он выделял четыре основных навыка, характеризующих человека, обладающего высоким EQ:
- Умение воспринимать и идентифицировать эмоции как свои, так и чужие.
- Уметь использовать эмоции для управления мыслительным процессом. Например, позитивные эмоции развивают мыслительный процесс в позитивном направлении, т.е. способствуют процессу продумывания и планирования будущих мероприятий.
- Собственно понимание эмоций, т.е. определение источника эмоций, понимание стадий и динамики их развития, способность типологизировать и классифицировать эмоции.
- Управление эмоциями, умение целенаправленно вызывать определённые эмоции как у себя, так и у других.
Противопоставление эмоционального EQ и обычного интеллекта IQ не совсем верно, поскольку EQ включает в себя частично и когнитивные функции, которые традиционно относятся к IQ. Можно говорить о том, что EQ — это более широкое понятие, нежели IQ.
Понятие EQ не возникло на пустом месте. Очень многое из того, с чем мы сейчас работаем в сфере EQ, было ранее разработано а трудах таких учёных как Гилфорд, Торндайк и Айзенк в рамках концепции социального интеллекта.
Как бы там ни было, когда мы говорим об EQ, мы преимущественно говорим об эмоциональной сфере, а когда об IQ — о когнитивной (т.е. о мышлении, памяти, внимании и воображении), и это вполне оправданно. В 60-70-х годах прошлого века был настоящий всплеск интереса к исследованиям в сфере IQ. Делались не совсем оправданные гипотезы о том, что люди с высоким IQ будут более успешны на работе. На практике же оказалось, что IQ — это всего лишь один из критериев успешности, и в большинстве случаев даже не самый главный. Работы в сфере психодиагностики потенциально успешных работников медленно, но уверенно смещались в сторону EQ. Особенно критичным показатель EQ оказался для профессий связанных со сферой коммуникации: управленцы, продавцы, сотрудники сервиса, не говоря уже о СМИ и шоу-бизнесе.
Мне как тренеру ближе и понятнее термин эмоциональная компетентность, поскольку он в большей мере затрагивает сферу навыков и умений. Подобно Салоуэю я также выделяю 4 основных умения в сфере эмоциональной компетентности, но они у меня несколько отличаются:
- Способность встать на место другого человека и понять, что он сейчас испытывает, какие у него сейчас мысли, чувства и переживания и что он в этой связи собирается делать. Такой навык вполне соотносим с явлением, которое в современной психологии называют эмпатией.
- Способность адекватно выражать свои эмоции как вербально, т.е. словами, так и не вербально: жестами, мимикой, интонацией и тоном голоса.
- Способность контролировать собственные эмоции, не дать им себя захватить. Обычно это называется "держать себя в руках". При этом речь не идёт о том, чтобы погасить или вытеснить эмоции, а, скорее о том, чтобы направить их энергию в позитивное русло.
Способность через изменение своего эмоционального состояния воздействовать на эмоции и настроение других. Яркий пример тому выдающиеся артисты, ораторы и полководцы.