Директорская жизнь пока не даёт расслабиться: да здравствует "мучительное и сладкое планирование"!
Возможно, ниже написанные мысли по поводу планирования кому-то их читателей покажутся полезными.
Дело не в словах, хотя за ними кроется и ход мышления, а дело в том, что бы процесс планирования шёл правильно и без "прорех"
Поэтому начну с небольшого упрощённого Глоссария.
Swot-анализ — это, говоря "практическим языком, "с одной стороны беспристрастный анализ ситуации в компании, её проблем, не решённых задач, упущенных возможностей, слабых сторон, а так же сильных сторон, возможностей и успехов (это так называемая " внутренняя среда компании"); а с другой стороны анализ внешней среды компании: экономики и политики страны и региона, ситуации на рынке, изменения налоговой и законодательной базы, покупательское поведения и пр.).
Swot-анализ — это "стратегическая разведка" перед составлением плана наступления компании на рынок и на свои проблемы.
Стратегия — это укрупнённый план будущих действий на достаточно длительный период времени (хотя бы на 1–2 года вперёд), результаты которого наступают не быстро, и действуют длительное время. Примеры возможных сегодня продуктивных стратегий для компании: стратегия "выхода других территориальные рынки (территориальные сегменты)"; стратегия "изменения (расширения, сужения, выбора новых видов и групп продукции) ассортимента продукции; стратегия "создания группы компаний", стратегия "существенного снижения издержек компании" и т.п. Компания может одновременно выработать несколько стратегий под общим "стратегии-флаге", например, стать одним из лидеров рынка, или же стратегии преодоления спада продаж.
Стратегия отвечает на вопрос: "Что делать в принципе?"
Тактика — это методика того, как решать ту или иную стратегическую задачу (иногда на каждую стратегию приходится планировать, разрабатывать и последовательно или параллельно применять несколько тактик). Например, тактиками выхода в других регионы могут быть создание в каждом регионе своего дилера, нахождение нескольких оптовиков, использование технологи франчайзинга и другие.
Тактика отвечает на вопрос: "Как решить стратегическую задачу?"
Оперативная работа (операционная работа) — это конкретный путь, конкретные действия по решению тактической задачи. Например, что бы использовать механизм франчайзинга, нужно технологически и юридически грамотно "упаковать франшизу", её прорекламировать, подготовит сотрудника про продвижению франшиз.
Операционная работа — это переход "от слов к делу", это сами конкретные дела!
Бизнес-процесс — это совокупность действий сотрудников и подразделений сотрудников по решению типовой текущей задачи. Бизнес-процессом можно считать работу компании по работе с входящими звонками, по поступающим по электронной заявкам на поставку продукции, работу технической службы по устранению отказов техники, и многие-многие другие.
Жизнь компании буквально пронизана бизнес-процессами, которые нужно проектировать, внедрять, отлаживать, опять проектировать.
Всегда нужно начинать со Swot-анализа
Рекомендую его делать и представлять в письменном виде руководителю компании для Совета учредителей (или Совету директоров). Привлекайте для это этого специалистов отдела маркетинга, коммерческих и иных служб. Каждому (каждой службе) укажите, что изучить и как это сделать (за исключением профессиональных маркетологов), когда и в каком виде представить.
Письменный вывод по каждому пункту Swot-анализа нужно включить в обобщённый, заключительный блок выводов, и всю эту работу представить перед началом планирования. Пусть Совет учредителей Swot-анализ предварительно изучит, внесёт своё виденье, выскажет перед началом планирования свои "хотелки-пожелалки".
После утверждения Swot-анализа можно преступать планированию
Сначала к стратегическому, под каждую стратегию подводить свои тактики действий. Можно и полезно провести короткие стратегические сессии! В команду по стратегическому планированию нужно привлекать руководителей подразделений: маркетинга, сбыта, организации производства, экономики, персонала и другие. С ними руководитель должен обсуждать стратегии ("стратегические векторы"), но должен поручать проработать конкретные тактики, а под них и конкретные бизнес-процессы.
Следует помнить:
- Когда ситуация в компании и на рынке сложная, нужно привлекать для разработки плана/программы развития (иногда плана/программы антикризисного управления) сторонних хороших специалистов-консультантов, ещё на этапе Swot-анализа.
- Ни одно развитие успешно не проходит без обучения персонала, первую очередь: руководителей, коммерческого отдела и маркетологов, иногда технологов и производственного персонала, иногда без всего этого будет только попытка развиваться, и тем более преодолевать кризис.
- Планы всегда приходится корректировать по ходу дела, планировать новые действия.
- Для многих компаний сегодня, как никогда, справедлив известный нам, предпринимателям, лозунг: "Серьёзно меняться — или смерть бизнесу".