Кто слышит такое утверждение?
Бизнес-тренеры и консультанты. Но это не главные персонажи в данном случае, поскольку не они отвечают за бизнес в целом и ключевые показатели компании-заказчика, иначе они бы стали совладельцами.
Кто ещё?
Руководители подразделений и компании, владелец.
От кого?
От сотрудников, отправляемых на тренинги, семинары, коуч-сесии, читающих профессиональные книжки и пр.
Чего делать?
А вот чего делать с этим утверждением порой не знают ни первые, ни вторые. А вот третьи — сотрудники — отлично знают и применяют на практике. Это же гениальная отмазка! Не надо применять, так как заведомо понятно — ничего работать не будет, это все ерунда — ведь это все теория!!! И если на это ловится шеф, то работа наладилась — работать не надо! Ура! Удивительное дело — сотрудник говорит, что это теория, но решение, что это работать не будет — выносит не из практического опыта, а из той самой теории… Поэтому можно вскрыть это противоречие и сказать сотруднику: "Ты сам сначала на практике сделай, а потом уже теоретизируй на тему — это все теория и к нам не относится". Прогнозируемую в этом случае отмазку из серии "я сделал, не получилось" — тоже можно отработать!
Мой опыт
Иногда, в ходе тренинга или консалтингового проекта, я тоже сталкиваюсь с таким утверждением. Для меня оно означает ту самую отмазку и задачу копнуть глубже — в мотивацию сотрудника. Он сейчас, благовидными словами, прикрывает своё нежелание работать вообще или в этой компании, свою незаинтересованность, и главное, отсутствие лояльности к компании!
- 1 вопрос: зачем его такого отправили учиться? Ведь это заведомо деньги на ветер… Сначала нужно было поработать с его мотивацией и посмотреть есть ли шансы со смыслом или нет?
- 2 вопрос: что он делает в этой компании? Почему он до сих пор ещё здесь? Ведь такие установки как вирус — быстро распространяются по всей компании. А оно вам надо — иметь целый штат ограниченных сотрудников? Увольнением одного потом не отделаться… Кстати, эффективные сами уйдут, если уже не ушли.
- 3 вопрос: критерии, по которым вы всё ещё его оставляете на работе, имеют отношение к эффективности вашего бизнеса или подразделения? Или они про что-то другое? Это коварный вопрос… Руководители ведь тоже люди и ни что человеческое им не чуждо. Поэтому часто имеются ввиду бизнес — цели, а решения принимаются из своих личностных особенностей и убеждений. При таком раскладе было бы странно ожидать достижения нужных рабочих результатов.
1 опыт руководителей — не всех
Думает руководитель над словами такого сотрудника и… соглашается с ним. Уж больно убедительно его слова звучат: "К нам не имеет это никакого отношения". Да и доказательства может сотрудник приводит из серии: "Как у нас всё — по-другому". В итоге отказываются от идей, технологий, обучения, и, как следствие, от возможности идти в ногу с рынком, опережать его, задавать тренд и пр. Такой ли результат нужен?
Мой опыт
"Чего не умеет делать сотрудник?" — думаю я. "Связку". У него плохо развиты или совсем не развиты:
- навык адаптации решений под свою специфику;
- умение видеть системные вещи и на основе этого легко оперировать деталями;
- умение соединять несоединимое — а ведь на его стыке рождаются новые решения;
- видеть, что теория — это структурированная практика или теория, которая требует своего доказательства на практике (что большинству компаний не грозит, а те, к кому это имеет отношение не имеют таких утверждений).
2 опыт руководителей — не всех
Прислушиваться к таким утверждениям сотрудников и копать именно в этом направлении — потому что здесь есть потенциал, новое, неизведанное. Ведь про то, что стало обыденностью, нормой в компании или на рынке — так не говорят! Я не случайно сделала акцент на "в компании или на рынке". Весьма часто, сотрудники утверждающие "к нам это не имеет отношения" — подразумевают — что это не является нормой вашей компании… В то время как для ваших конкурентов уже вполне могло стать вчерашним днём… Повод задуматься? Да! И многие руководители так и делают! Про рынок… Для вашего рынка может и правда — ново. А для других? Не ново? Тогда сколько времени потребуется в наш скоростной век, чтоб долетело до вашего? И стоит ли ждать, чтоб действовать пост — фактум и терять упущенные возможности? Может лучше сработать на опережение? И многие так делают…
Чем станет утверждение "Это теория…" для вас? Шагом в новое или упущенной возможностью?
По материалам книги "Техники перевода манипуляций и говорок сотрудников в зону их роста".