Каждый день мы ходим в магазины, наслаждаемся шоппингом, восхищаемся оформлением витрин, изучаем рекламу, но не задумываемся о том, откуда это всё взялось и каких трудов стоило бизнесменам создать всё это. Я хочу приподнять завесу этой тайны и рассказать вам об этой удивительнейшей личности, тому, какие методы она использовала в своей работе, о личности, которая и сегодня служит примером и Учителем в области маркетинга, управления продажами, управления персоналом, о стратеге, лидере эпохи Гарри Гордоне Сэлфридже. И его история будет интересна и актуальна для всех собственников и руководителей бизнеса, а также бизнес-тренерам.
Гарри Гордон Сэлфридж родился 11 января 1856 года в Рипон, штат Висконсин, США. Его отец после гражданской войны решил не возвращаться домой. Его 2 брата умерли в младенчестве. Он был единственным ребёнком своей матери Лоис, которая сводила концы с концами, чтобы прокормить себя и сына.
Гарри рано устроился на работу. Свою трудовую деятельность он начал в 10 лет разносчиком газет. В 12 лет он устроился в галантерею Леонардо Филда.
В 1876 году по рекомендации Леонардо Филда Гарри устраивается в магазин Маршала Филда в Чикаго на склад. В этом магазине он проработает 25 лет, продвинувшись по карьерной лестнице от посыльного до младшего компаньона, сделав себе хорошее состояние.
Гарри был всегда очень деятельным по своей натуре. Он понимал, что необходимо менять и совершенствовать систему розничных продаж, взаимоотношений с покупателем. Он был впереди своей эпохи. В 1906 году он побывал в Лондоне и заметил, насколько Лондон был консервативным в плане бизнеса. И тогда он решил изменить всю эту систему, привнести передовые идеи и технологии бизнеса, которые успешно зарекомендовали себя в Америке. И в 1909 году он построил свой первый и самый большой магазин "Сэлфридж".
Многие представители местной элиты сомневались в его успехе, считали это авантюрой, они не думали, что Англия примет такой формат и ошиблись. В день открытия тысячи людей столпились у входа, чтобы посмотреть на это чудо. И это было не просто чудо, этот магазин стал шедевром розничной торговли, шедевром искусства делать деньги.
В "Сэлфридже всё было продумано до мелочей. Это был не просто универмаг, в котором можно было купить всё: от аэроплана до булавки. Это было место и отдыха. В огромном универмаге существовало несколько ресторанов, комната тишины, где уставшие покупатели могли отдохнуть и набраться сил для продолжения шоппинга, была библиотека, в которой мужья могли провести время, пока их жёны осуществляли покупки.
Всё было оформлено дорого и со вкусом. Даже лифты Сэлфридж украсил изображениями знаков зодиака, поставив туда в качестве лифтёров женщин.
12 постоянно обновляемых витрин магазина притягивали взгляды покупателей и не могли оставить равнодушными никого.
На оформление и рекламу Сэлфридж никогда не скупился. Наоборот, он требовал от своих сотрудников постоянно увеличивать расходы на это направление, потому что прибыль с лихвой окупала их.
Когда он понял, что его магазин упустил сегмент покупателей низкого и среднего класса, он велел ввести в ассортимент и недорогие товары, а также организовал одним из первых в мире регулярные распродажи. Вводом карточек постоянного клиента, системой скидок мы обязаны также этому удивительному человеку. Это он велел сделать витрины ниже и сделать открытую выкладку товара, чтобы покупатель мог взять товар в руки и осмотреть его.
Это он перенёс отдел парфюмерии и косметики из аптеки и поставил его на входе, чтобы ароматами привлекать покупателей. Это Гарри первым приглашал в свой магазин знаменитостей со всего мира, чтобы привлечь к нему внимание. И это он сказал: "Клиент всегда прав".
В магазине отсутствовала текучесть кадров, благодаря тщательно продуманной кадровой политике и грамотному управлению персоналом. Когда его сотрудников призвали сражаться в первой мировой войне, он заверил всех, что возьмёт их обратно, как только они вернутся домой и сдержал своё обещание. А на время их отсутствия нанял работать грузчиками женщин, для которых его жена Розали разработала специальные рабочие платья.
Розали была его вдохновителем, помощником в реализации множества его идей.
К сожалению, из-за своего пагубного пристрастия к женщинам, Гарри потерял значительную часть своего состояния и в 1941 году вышел из этого бизнеса. Магазин существует и сегодня и не перестаёт удивлять.
Сравнивая подходы в работе Гарри и современных бизнесменов, видишь, какие огромные возможности они упускают, не используя методы Сэлфриджа в своей работе. И как не хватает его универмагов сейчас! Они бы затмили все нынешние гипермаркеты и торговые центры, которые сегодня мало чем отличаются друг от друга.
В 2013 году в свет вышел сериал "Мистер Сэлфриидж", который я рекомендую посмотреть абсолютно всем. Каждый сможет почерпнуть для себя множество идей для своей работы из него. А ещё он отлично вдохновит вас на создание новых идей. Пусть идеи Гарри Гордона Сэлфриджа живут и не умирают. И огромная ему благодарность от всех нас за тот подарок, который он сделал миру.