Я уже писал в своих статьях, что основная причина тормозящая развитие будущих предпринимателей — это отсутствие бизнес идей. Сегодня я хотел бы поговорить о не менее популярной псевдо-проблеме — отсутствие стартового капитала. Согласитесь, вопрос почти риторический.
Допустим, путём сложных вычислений и анализа, вы наконец то пришли к оптимальному варианту с бизнес идеей. Бинго! Но счастье длилось недолго, и разбилось о бетонный обелиск под названием "стартовый капитал".
Что же делать? Прежде всего, выкиньте затею отказаться от своей бизнес модели из-за нехватки средств (если идея конечно стоящая). И не ищите вариантов бизнеса без стартового капитала — их нет!
Бизнес "с нуля", это раскрученное словосочетание и ничего более. И если вы будите убиваться в поисках такого варианта, вы только потратите своё время. Но что же делать, если денег и правда нет.
Во-первых, утверждения, что денег нет, не всегда абсолютно. А вы все перепробовали? Или только заглянули в свой кошелёк?
Источники привлечения денег действительно безграничны, их можно: накопить, сэкономить, заработать, найти, получить в наследство, выиграть в казино, выиграть в лотерею, получить в качестве займа, получить в качестве кредита, получить в качестве ссуды, получить от инвесторов, взять в долг, получить в качестве дохода от каких либо активов (акции, аренда недвижимости), получить в качестве дохода от реализации ненужных вещей, возмещение по страховке и т.д. и т.п.
Здесь важны лишь два фактора: Вы должны, как и в случае с идеями видеть новые грани, но грань при этом важна только одна — доход. Вы должны видеть только одно — как из этого извлечь деньги. Нашли в подъезде ключи — верните за вознаграждение. Машина окатила грязью — требуйте возмещения. Начальник обманул с зарплатой — судитесь. Ищите в любом событии своей жизни — материальную выгоду! Второй фактор — будьте жадным до денег. Никогда не упускайте шанса получить даже одну копейку. Бейтесь за неё как за миллион. Если будите соблюдать эти два простых правила, вопрос накопления необходимых инвестиций — будет лишь вопросом времени.
Во-вторых, возможно вы и не догадывались, но стартовый капитал складывается не только из денег.
Кроме денег, стартовые инвестиции могут быть выражены в уникальных идеях и деловых связях. Причём, если сделать градацию по эффективности стартовых вложений, первое место заняли бы уникальные идеи, второе место досталось бы деловым связям и только на третьем были бы деньги.
К тому же, если у вас есть уникальная бизнес идея ("идея на миллион"), то вам для создания бизнеса деньги либо совсем не понадобятся (инвесторы с радостью вас профинансируют), либо будут нужны ничтожные средства (вспомните создателя одной из популярных социальных сетей, ведь бизнес был создан буквально на карманные деньги и на учебных компьютерах).
Так же, множество примеров создания бизнеса с минимальными затратами, практически полностью базирующимися на деловых связях или административном ресурсе. К примеру, ваш друг детства топ менеджер транснациональной компании, в данный момент ищет партнёров в твоём городе. По понятным причинам он крайне заинтересован в надёжном и проверенном партнёре, и готов дать ему условия которые не даст ни кому. Такое ведь может случиться?
Более того, если анализировать надёжность составляющих стартового капитала, то вот что получается.
На любую компанию действует стандартный набор внешних факторов: конкуренты, ситуация на валютном рынке, экономическая и политическая ситуация в стране, сезонность, форс мажор.
Теперь давайте подумаем, как эти обстоятельства влияют на ваш основной ресурс, если он деньги:
- Конкуренты — влияют непосредственно. Элементарная ценовая конкуренция (не говорю уже про демпинг) будут заставлять вас работать с большими издержками (продавать по ещё более низкой цене, либо вкладывать дополнительные ресурсы в рекламу, улучшения качества и т.д.). А значит, ваш капитал будет под ударом.
- Валюта — влияет непосредственно. Ни для кого ни секрет, что подавляющее большинство сырья, товаров, инструментов и техники производиться за рубежом (главным образом в Китае). И даже если ваш бизнес напрямую не связан с импортом, вы все равно неизбежно будите покупать оборудование или сырье необходимое для вашего бизнеса, и оно в большинстве случаев будет импортным. Вы будите пользоваться транспортными услугами, при этом техника и расходные материалы (например, моторное масло) в подавляющем большинстве будут импортными. Поэтому понижение рубля для ваших капиталов не лучшее испытание. Ровно так же и повышение курса приведёт к удешевлению Российских товаров. Таким образом, любые серьёзные колебания на валютном рынке сразу, непосредственно и негативно будут сказываться на ваших деньгах.
- Экономическая и политическая ситуация в стране и мире — влияют непосредственно. Рынок моментально отвечает на любые изменения в экономике и политике. И как правило это выражается либо в резком падении спроса (что чаще всего), либо в резком увеличении спроса. И то и другое ударит по вашем карману. Если спроса нет, вы не получаете выручку, ваш товар портиться, вам нечем платить за аренду и зарплату, вы лезете в сейф за дополнительными инвестициями. Если спрос ненормально высокий, у вас резко заканчивается товар, вы получаете простой, при этом судорожно бросаетесь увеличивать поставки (поставщики при такой ситуации так же резко взвинчивают цены, как и перевозчики), вы привозите больше и дороже, но в итоге спрос опять резко падает (как правило, так и происходит) и вы опять попадаете на убыток.
- Сезонность — влияет непосредственно. Если ваш бизнес подвержен сезонности, то как бы вы не хотели, но часть времени вы будите работать в убыток, либо с минимальной прибылью. А все это непосредственно будет влиять на размер вашего счета.
- Форс мажор — влияет непосредственно. Прямая причинно-следственная связь. Любые такие обстоятельства повергают вас в траты, и довольно часто критичные траты. Теперь давайте попробуем проанализировать, как влияют внешние обстоятельства на ваш основной ресурс, если он заключается в уникальной идее или связях.
- Конкуренты — никак не влияют. У конкурентов просто нет такой же идеи, поскольку она уникальна. Ровно так же и связи, они только ваши, и конкуренты на ваши личные деловые отношения вряд ли смогут повлиять.
- Валюта — никак не влияет. Изменение курсов никак не может повлиять на уникальность идеи или на ваши деловые связи.
- Экономическая и политическая ситуация в стране и мире — может повлиять в исключительных случаях. Иногда в результате глобальных изменений ваше уникальное предложение может потерять спрос, ровно так же и ваши деловые партнёры в результате глобальных изменений могут, к примеру, покинуть страну или бизнес. Но вероятность наступления таких обстоятельств — крайне мала, и такие обстоятельства случаются довольно редко (война, дефолт и т.п.).
Сезонность — никак не влияет. Форс мажор — никак не влияет.
Выводы делать только вам!