Обучение персонала является важной составляющей эффективности деятельности любой компании, которая заинтересована в стратегическом развитии в условиях высоконкурентной бизнес-среды. Компании, инвестирующие средства в развитие своих сотрудников, в конечном итоге, получают финансово-экономические показатели намного выше, чем те, кто отказываются от обучения. Справедливо отметить, что эффективность бизнес-тренингов прослеживается тогда, когда все сотрудники полностью вовлечены в данный процесс и когда КПД их участия приближается к 90 — 100%.
Как показывает практика, а также статистика разных бизнес-мероприятий (семинары, тренинги, бизнес-мастерские), традиционные методы, используемые бизнес-тренерами (лекции, колоквиумы) теряют свою актуальность ввиду низкой лояльности сотрудников. И им на смену приходит европейская практика геймофикации.
Геймификация, широко применяемая на Западе уже несколько десятков лет, а с недавнего времени — и в России, прошла проверку в реальном бизнесе и доказала свою эффективность. Например, компания Ford увеличила продажи одной из своих моделей на 8 млн. долл. после внедрения системы геймификации. А компания Domino's Pizza увеличила продажи на 30% только за счёт внедрения игровых механик в процесс продаж. Исследования показывают, что сотрудники завершают задачи на 135% быстрее, если в компании внедрена система геймификации.[1]
Геймофикация — это использование игровых методов и инструментов для отработки поставленных задач. Как показывает моя практика применения различных игр в бизнес-тренингах, проводимых в крупных компаниях (в том числе, федеральных), использование игровых методов в бизнесе позволяет в разы увеличить продуктивность и вовлечь сотрудников в цели и задачи компании.
Бизнес-показатели, на которые способно повлиять обучение персонала, можно чётко разделить на качественные и количественные. К категории качественных, например, относятся:
- известность и репутация компании;
- удовлетворённость клиентов качеством услуг;
- психологический климат в коллективе;
- кадровая "текучка" и т.д.
Как проведённый тренинг может отразиться на этих показателях? Разумеется, его влияние может не распространяться на весь перечень целиком — и все же:
- количество увольнений может уменьшиться из-за того, что преподанные (скажем, отделу продаж) методики позволяют эффективнее работать и, как следствие, больше зарабатывать;
- лояльность клиентов компании может вырасти из-за повышения качества обслуживания её сотрудниками;
- психологический климат в коллективе может улучшиться благодаря открытому общению сотрудников на протяжении тренинга и т.д.
Вторая категория показателей — количественные, то есть те, которые можно выразить в количественном выражении. Среди них:
- объем продаж;
- количество входящих обращений клиентов;
- занимаемая доля рынка;
- норма прибыли, рентабельность;
- и другие измеримые показатели, которые могут как расти, так и уменьшаться.
Например, объем продаж после проведения тренинга для продавцов может вырасти, соответственно, ожидаемо, что вырастет и занимаемая компанией доля рынка.
Количественные показатели являются конечными — то есть отражают конечный результат деятельности компании. Их положительная динамика является целью всех фирм, которые проводят тренинги для своего персонала.
В разрезе данных факторов использование техник геймофикации позволяет получить синергический эффект путём соединения цепочек "способности людей" — "технологии" — "новые навыки персонала" — "повышение эффективности труда" — "повышение показателей эффективности деятельности организации". Это происходит за счёт того, что в процессе отработки навыков и компетенций через игру, практически все участники тренингов (даже интроверты), раскрепощаются и показывают полную отдачу.
Отмечу, что для того, чтобы повысить конверсию бизнес-тренингов, рекомендуется проводить стартовый (входной) аудит подготовки сотрудников и бизнес-процессов, на повышение эффективности которых направлен тренинг. Это позволит не только сформулировать цель и задачи тренинга, но и определить критерии и показатели эффективности его проведения.
Приведу пример. Совсем недавно, буквально несколько месяцев назад, в одной региональной торговой сети мы проводили тренинг по "Комплексным продажам" среди продавцов-консультантов. Отмечу, что с данной компанией у нас давние отношения и тренинги проводятся систематически и на разные темы. Так вот в этот раз мы использовали в обучении игру в покер. Мы отыгрывали ситуации комплексных продаж, допродаж и возражений через покерные карты (специально разработанные), ставки, фишки. Вовлечённость продавцов составила 100%.
В дальнейшем, отслеживая динамику показателей "средний чек" и "номенклатура чека", мы поняли, что эффективность данного тренинга была достаточно высока, поскольку за анализируемый период времени данные показатели увеличились на 20%. Уже после проведённого анализа, обсуждая результаты с руководством компании, были получены отзывы и пожелания от продавцов, чтобы все последующие тренинги, по-возможности, проводились через геймофикацию. Поэтому, в настоящее время в разработке нашей бизнес-мастерской находится ряд игр, которые будут внедряться в бизнес-тренинги по продажам.
Таким образом, подводя итоги сказанному выше, хочется ещё раз сказать о том, что обучение персонала является важной составляющей успешной деятельности любой организации, поскольку самый главный капитал любой компании — это люди, которые в ней работают. Конечно, следует понимать, что тренинг не является бизнес-панацеей, поскольку эффективность деятельности компании зависит от разных как внешних, так и внутренних факторов.
Для того, чтобы инвестиции в обучение были оправданы и окупились в краткосрочной перспективе, необходимо выбирать современные динамичные и нетрадиционные методы обучения, одним из которых является геймофикация.