Прозорливые читатели сразу же скажут, что под таким заголовком будет рассматриваться материал из "смеси целеполагания, планирования и тайм-менеджмента". В целом — верно! Но применительно к сегодняшнему этапу в Российской экономике и политике. Этапу, прямо говоря, очень сложному для бизнеса, и не привычному (этот кризис в России очень — очень необычный на фоне прошлых, плюс "что-то очень турбулентное" происходит во всём мире). Как всегда пишу, не претендуя "на истину в последней инстанции".
- Сегодня на первое место я бы поставил для многих собственников в виде Главной Цели на 3–4 года — удержать бизнес. Оптимизировать, иногда — перенацелить, но удержать. Как говорят многие эксперты, "потом будет легче". Второй "по главности" для некоторых может быть цель — развить бизнес в условиях затяжного кризиса. Или организовать новый, "кризисо-подъёмный" (в том смысле, что "кризис помогает" его развить).
- Как учат классики психологии бизнеса (Н. Хилл, Б. Трейси, И. Вагин, А.Свияш и другие), нужно"очень — очень зажечься этими целями", тогда и Жизнь будет "подкидывать" нужны профиты для этого: полезную информацию, нужные встречи, нужные решения власти, нужные собственные мысли… Словом, вспомнить, как когда-то мы, предприниматели со стажем, "горели" при создании своего первого бизнеса. Кстати, и организм при этом обязательно очистится от болячек и усталостей, проверено опытом!
- Нужно очень умело начать работать с информацией: аналитической экономической, политической, коммерческой, управленческой. Нужно её не избегать (какой бы она не была), рассматривать-изучать поступающую информацию (а не презрительно отбрасывать, как это делают многие сегодня), самостоятельно выискивать (найти для этого полезные и комфортные источники). И анализировать её, самостоятельно и в кругу коллег (на каких-либо клубных посиделках, например). Не чураясь, конечно, экономистов и политологов, консультантов, скажем, выступающих на ресурсах "ДК" и "РБК", "ДМ" (Деловой Мир).
- Нужно воспринять (прочувствовать, взять на вооружение) принцип: в условиях кризиса победа или поражение определяется скорость, качеством и результативностью внедрения изменений. И эту тезу вложить в головы своим сотрудникам.
- Нужно составить действенный план корпоративных изменений и не менее действенный. План личных изменений. И действовать-действовать по их реализации! Не отступая и не отвлекаясь на второстепенные задачи (в том числе отложить и некоторые важные, но не главные, личные задачи).
- Нужно сделать так, чтобы план корпоративных изменений стал "путеводителем сознания и мышления" и для всего персонала компании. Находить среди него руководителей и менеджеров новых проектов и изменений, находить и привлекать в новые проекты лучшие силы со стороны (чего бы это не стоило), в том числе и бизнес-консультантов.
- Нужно интенсивно учиться и обучать свой персонал: управлению в условиях кризиса, руководству проектами, продажам на сужающихся рынках, тонкостям маркетинга и PR-работе, антикризисной экономике, внешнеэкономической деятельности… Нужно быстро сплачивать команды и делать их эффективными!
- Нужно смело идти на партнёрские проекты, понимая ограниченность собственных ресурсов и возможностей.
- Нужно быстро развивать собственное лидерство. Ведь некоторым (вернее — очень многим!) придётся "водить своих людей по пустыне словно Моисей" в течение нескольких лет. Придётся стать А.В. Суворовым своего бизнеса!
- Нужно не бегать от власти, а сотрудничать с ней на различных уровнях и направлениях. Для достижения общих и собственных целей.