Как я уже не раз писал в предыдущих постах, по моим ощущениям в бизнес — сообществе сегодня возрастает интерес к практическому современному маркетингу и потребность в его освоении. Такое же отношение ощущается и в отношении к современному практическому менеджменту (хотя никто не отрицает и предыдущую парадигму: обучаться на своих собственных ошибках). Конечно, короткие посты, форумы и статьи на порталах, традиционные осенние короткие конференции не дают стройное и полное представление о методиках и технологиях таких отраслей… Но и такие коммуникации тоже всё же во благо!
"Взлететь на рынке ракетой", "сначала вступим в бой, а там посмотрим", "важны не качество усилий, а их количество", "в успехе важны только личность и правильные для себя жизненные цели", и прочее. Определения подобного толка отражают суть взглядов на начало бизнеса ряда сегодняшних известных российских персоналий бизнес — обучения, многие из которых сами достигли впечатляющих успехов в этом ремесле под названием бизнес. И их взгляды очень популярны сегодня (на радость чиновников "от развития предпринимательства", поскольку ряды субъектов МСП, несмотря на кризис, под их влиянием неуклонно растут!). Поэтому спорить с такими авторитетами как всегда не буду, а приведу дополнительные взгляды на методологию и технику "удачно стартапа", о которой писал не раз до этого.
Конечно, фундаментом любого успешного стартапа, наряду с личностью стартующего, является удачная бизнес-идея, которую я и многие консультанты рекомендуют "прокачать" на коммерческую состоятельность среди знакомых /родственников /консультантов /экспертов данного рынка — представителей потребительских целевых групп будущего воздействия. Этот процесс иногда называют "краш-тест" (по аналогии проверки на прочность автомобилей на этапе их конструирования), что напоминает проведение фокус — групп в классическом маркетинге. Но дальше нужен тщательно проработанный бизнес-план хотя бы для себя любимого (его требуют и займодатели, и потенциальные партнёры, и инвесторы, и грантодатели). Этот этап многие, даже очень опытные предприниматели, нередко проскакивают, или же заменяют далеко не тщательными и упрощёнными расчётами стартовых затрат и будущей финансовой выгоды, сочинёнными буквально "на коленке". При этом "проскакивается" хорошее изучение будущего рынка работы и его нормативной базы, выпадают из рассмотрения многие подготовительные технические и организационные работы, юридические действия. И уж точно не рассматривается организационное построение компании.
А оно, организационное построение, должно в себя включать
- Организационное проектирование: Описание основных бизнес — процессов и построение на этом организационно-штатной структуры компании, разработка функционала компании (Положений о подразделениях, Описаний должностей, Систем оплаты труда и премирования сотрудников, Системообразующих приказов, Инструкций и Положений);
- Подбор персонала: В часто встречаемых реалиях набирается персонал "как Бог на душу положит" (без использование функционала и разработанной Программы подбора, привлечения к её исполнению специалистов в этом вопросе);
- Налаживание механизмов взаимодействия и управления: Чаще всего не имеющий навыков в управлении компанией стартапер пытается наладить коллективные и управленческие отношения "как может";
- Обучение персонала: Персонал обычно начинает или не начинает как-то сам обучаться продажам, организации производства, маркетингу, логистике.
Что происходит, если этого всего не делать? Ответ такой: "То, что очень часто приходится наблюдать: время идёт — продаж катастрофически мало — вложенные в старт деньги проедаются — набранные люди начинаю уходить или "их уходят"…".
Хотя правы и Гуру бизнеса и бизнес — обучения: очень важна самомотивация на успех.