Хочу поделиться своими мыслями по поводу игрового бизнес-моделирования.
Когда стоит применять?
Бизнес-моделирование — это создание варианта описания бизнеса, позволяющее решить конкретную задачу. Использовать его рекомендуется, если проекты связаны с созданием, оптимизацией или расширением бизнеса. При добавлении слова "игровое" бизнес-моделирование (далее — игра) наполняется жизнью.
Игра:
- сталкивает модель с действительностью до момента полноценного внедрения;
- позволяет увидеть "узкие" места и своевременно внести корректировки до того, как это повлечёт за собой убытки;
- подготавливает персонал к изменениям и обеспечивает вовлеченность;
- выявляет негативно настроенных сотрудников, которые максимально будут противодействовать изменениям, саботировать их;
- демонстрирует эффективные и неэффективные стратегии и тактики поведения в моделируемой ситуации;
- выводит бизнес-модель на принципиально новый уровень благодаря итоговой рефлексии.
Перечисление можно продолжать…
Если Ваша задача стратегическая, то имеет смысл воспользоваться именно игровым бизнес-моделированием. Для простого описания и формализации процессов подойдут теоретические методы, а вот для вывода бизнеса на новый уровень и решения нестандартных задач в совокупности с развитием персонала оптимальным решением станет игра. Наилучший вариант — это разработка игры специально для Вас. Тогда в ходе работы над прототипом игропрактик вместе с Вами найдёт ответы на вопросы:
- Что хотим проверить? (взаимоотношения, передача функций, регламенты и протоколы и т.д.)
- Какие участники есть у системы?
- Какие цели и какой интерес у каждого участника?
- Как система должна работать идеально?
- Какие предполагаемые тонкие места есть в системе?
- Есть ли дополнительные внешние факторы, влияющие на систему?
Уже на этом уровне Ваш бизнес предстанет перед Вами в новом свете. Благодаря игротехнику Вы посмотрите на него так, как не смотрели раньше. Поиск ключевых элементов повлечёт за собой поиск метафор и аналогий. Полет фантазии и расширение границ восприятия способствуют решению проблемы ещё до этапа тестирования прототипа игры. На тестировании есть возможность проверить, оптимально ли найденное решение, или кто-то из участников нашёл лучший вариант развлекаясь и веселясь. Да, игра — это веселье для участников!
Как понять, действительно ли предлагаемая активность является игрой? Вот чек-лист для проверки (Анатолий Казаков, GamePraktika, КСП):
- Базовый треугольник игры: осознание, что это понарошку; чувство, что это пространство безопасного эксперимента; чётко установленные границы.
- Удовольствие: веселье, вовлеченность, поток.
- Правила: что запрещено/надо делать, и неписанные правила, принимаемые на подсознательном уровне участниками, чтобы игра состоялась.
- Сюжет: драматургия, развитие, изменения.
- Роль: доступный набор действий.
- Выигрыш: риск, ставка, условие успеха/победы. Желание победить и/или обрести контроль над искусственно созданной ситуацией является движущей силой абсолютного большинства игр.
- Пространство выбора: свобода, добровольность, интерактивность, встреча с последствиями поступков и принятых решений.
Разработка игры по заказу клиента услуга дорогая, требующая привлечения команды специалистов. Как правило, есть возможность воспользоваться уже готовыми решениями, которые опытный игротехник адаптирует под ситуацию. Но это возможно далеко не всегда. Здесь учитывается насколько типовую задачу или проблему решает клиент.