Время и изменения в окружающей действительности вносят свои коррективы. Растут сотрудники и становятся руководителями. Развивается Компания. А потом приходят в коллектив новые молодые сотрудники. Эти ребята уже выросли в среде цифровых технологий. Они не пользуются городским телефоном и не помнят номер друга и любимой девушки. Они почти не пишут от руки. Они мыслят иначе. И руководителям нужно найти к ним подход. А те "инструменты" руководителя, что были такими привычными, много раз опробованными, уже становятся неэффективны. Что это? Инструмент затупился и даёт сбой? Или люди приходят другие? Давайте разберёмся?
Предлагаю рассмотреть особенности обучения новых сотрудников в призме "Теории поколений". Авторы ушли от традиционной интерпретации различий только на основе возраста и охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. В её основу Нейл Хоув и Вильям Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12–14 лет. Именно до этого возраста у нас формируется собственная система ценностей, которую мы потом и проносим через всю жизнь. По мнению авторов, в нашем мире одновременно сосуществуют представители шести поколений. И представители крайних поколений почти копируют друг друга.
Начнём с "Поколения Победителей", рождённых в 1901–1922 гг. Это те, кому сейчас больше 85, и они несмотря ни на что, — верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию. А иначе никак — ведь их ценности формировались в период трёх революций, НЭПа, коллективизации. Они — неисправимые оптимисты, деньги для них вообще не важны, важно — свято верить в идеалы светлого будущего. Они и сейчас отличаются завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью.
Следующее поколение получило название "Молчаливое Поколение". Это те, кто родился в период с 1923 по 1942 гг. На первый план для представителей этого поколения выступает — семья, где среди родных и любимых людей они могут по-настоящему почувствовать себя свободными и счастливыми. Взросление этого поколения пришлось на тяжёлое время голода, жестоких сталинских репрессий, Второй мировой войны, послевоенной разрухи. Это "дети своего времени" и полная противоположность родителям — поколению Победителей. Они чрезвычайно терпеливы, уважительны к закону, авторитетам.
Следующее поколение — рождённые в период с 1943–1963 гг., — это уже совсем другие герои. Авторы "Теории поколений" называют их "Бумерами". Они росли "за железным занавесом" в супер-державе, которую боялся и уважал весь мир. Они — оптимисты и трудоголики, привыкли побеждать. Потому что у нас — всё самое лучшее! И потому что мы — всегда впереди! Наши установки — родом из детства, поэтому для представителей этого поколения так важно работать в команде и заботиться о здоровье: пробежки по утрам, бассейн, посещение спортзала, собственный имидж. Они устанавливают на работе свои "порядки", это и постепенный подъем по карьерной лестнице, и стремление к обучению и получению дипломов/сертификатов, они — сторонники ненормированного рабочего дня и т.д.
А теперь давайте рассмотрим следующее поколение, получившее название — "поколение Х" или ещё другое — "поколение детей с ключом на шее". Второе название мне, как представителю этого поколения — ближе). Ключ — это как символ ранней самостоятельности. В каких условиях мы росли? Вечно занятые родители и отсутствие жёсткого контроля — делали нас самостоятельными и независимыми. Война в Афганистане, дефицит в магазинах, позднее — перестройка, наркотики, СПИД — давали пищу для ума. Как результат — выросло поколение людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчёт только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. X — индивидуалист, противник всяческой толпы. Ещё одна ценность для Х-а — время. Именно поэтому среди представителей этого поколения так популярны тренинги по тайм-менеджменту. Ведь нужно всё успеть!
Ну, вот мы подошли к поколению Y — родившиеся в период 1983–2000 годов. Основные события их становления — это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И в то же время — их взросление пришлось на период бурного развития информационных технологий, появления гаджетов. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — у них 500 друзей Вконтакте и 650 — в Фейсбуке, но они не знают, как зовут соседа в квартире напротив. Родители с детства отучили их от самостоятельности, которой сами пользовались в своё время неограниченно, баловали и оберегали, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Y-ки ценят свой круг общения и иногда даже увольняются "за компанию". Они привыкли, что все их желания выполняются, они уверены в себе и имеют высокую самооценку. Поэтому их невозможно мотивировать страхом — им нужно показывать возможности. Эти ребята талантливы и имеют "быстрые" мозги. Что ещё характерно? Они ориентированы на быстрый результат и не готовы долго ждать вознаграждения, легко адаптируются. При этом для них менее важны всемирно известные компании, бренды; их интересуют места, вещи, которые в большей степени отражают их ценности, индивидуальность, особенности. Кстати, поколение Y не столь жадно до денег. Это надо учитывать в создании программ мотивации и выработке механизмов обучения. Сейчас они готовы учиться, осознанно идут на подчинённые позиции. Y-ки талантливы, но помимо таланта для них важны вопросы ответственности за компанию, за регион, за страну. Долг и мораль в их системе ценностей занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Кого напоминает это поколение? Конечно, своих прадедов — "поколение победителей". И также как они, Y-ки наивны и склонны к работе в команде.
И наконец, только начавшее формирование своей системы ценностей поколение Z (рождённые в конце 90-х годов — начале 2000-х). Их становление происходит в мире, который постоянно лихорадят очередные экономические кризисы. А общество ждёт новых крупных терактов. Фактически — террористической войны. И новых страшных эпидемий. Что нам это напоминает? Сходство с условиями, в которых формировалось "молчаливое поколение", — очевидно. А значит, можно смело предположить, что и по характеру, и по особенностям поведения Z-ы будут повторять своих прапрадедов. По прогнозам теоретиков поколений, Z-ы вырастут идеалистами. Только прятаться от мира новые "молчаливые" будут в мире виртуальной реальности. Это поколение творцов, художников и музыкантов.
Сейчас рынок труда представляют Бумеры, X и Y.
И, конечно, на данный момент большой интерес для нас представляют поколение Z. Представители поколения Z вырастают и приходят работать в вашу компанию. Они в большинстве своём не способны строить прочные связи: расстаются с людьми, когда им становится некомфортно. То же происходит с работой. Если Z что-то не устраивает, — он пишет заявление об уходе и ищет новое место. Благодаря интернет-технологиям мир для них шире: не этот друг, так другой, не эта компания, так следующая. Поколение Z ещё называют лентяями и эгоцентристами. Это, конечно, не самые лучшие качества для работы, но, вместе с тем, работать с ними нужно. Эти люди талантливы и лучше ориентируются в мире. Они быстро анализируют большие объёмы информации, выдают новые оригинальные решения, легко справляются с несколькими задачами одновременно.
Итак, что же делать руководителю с таким ценным и "непонятным" сотрудником:
- Просто учитывайте такую особенность, что Поколение Z плохо запоминает, потому что они росли в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Соответственно, когда вы ставите задачу своему сотруднику-Z, говорите коротко и обязательно напишите подробную инструкцию, что нужно делать. Они просто не способны воспринимать длинные сообщения, произнесённые вслух. Устную задачу надо сделать как можно короче. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.
- Полки и стены в комнате у этих ребят заставлены кубками и грамотами/сертификатами. Они с детства привыкли за каждый конкурс и за каждое состязание получать награду. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может работать без "поглаживаний". Просто помните, что награда и похвала нового сотрудника — не мотивирует, но их отсутствие — демотивируют и выбивают из колеи.
- Представитель поколения Z каждый день использует компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Постановка задач в программах, сервисах и коммуникаторах действует на них лучше совещаний. Не заставляйте их вести бумажные графики и отчёты, не отнимайте у них возможность соцсетей. Меняйте инструменты, используйте как можно больше новых технологий. Это все увеличит их эффективность и интерес к работе.
- Молодые работники лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в виде карты, в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Соответственно, и на тренинге для них идеальный вариант — использование слайдов и видеопроектора.
- И ещё, молодые сотрудники не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. Если работа предоставит развлечение и развитие, они будут ей преданы.