Что такое мотивация, в чём смысл этого слова?
Мотивация означает "побуждение к действию".
Нет смысла мотивировать, если мы не хотим в результате получить какое-то конкретное действие от себя или от другого человека. После того, как мы замотивировали, он что-то должен сделать.
Для того чтобы человек принял чёткое и однозначное решение что-то сделать, все его три мозга должны сработать как единое целое. Без противоречий.
Ниже мы кратко рассмотрим семь правил, как этого добиться.
7 принципов мотивации себя и других
- Зачем:
По этому принципу работает Новый мозг. Ему нужно понимать смысл действия, нужно сформулировать рациональное обоснование. Если он не понимает, не может сформулировать, зачем нужно что-то сделать, он будет тормозить и искать объяснение. Его энергия будет направлена на то, чтобы объяснить (обосновать, нужно или не нужно делать), а не на само действие. В результате действие будет не эффективно.
Это правило действует даже для животных (у которых есть кора головного мозга). Попробуйте подойти к собаке и заставить её встать, не объяснив ей, зачем это нужно и что вы от неё хотите. А потом объясните, и вы увидите разную реакцию.
- Эмоции:
По этому принципу работает средний мозг. Действие должно вызывать положительные эмоции (либо снижать негативные). Если действие длительное, то каждый шаг к цели должен вызывать положительные эмоции. Иначе средний мозг будет отвлекаться на что-то другое, что приносит удовольствие. Концентрации не получится. Соответственно, результат тоже будет минимальным.
Вспомните себя на скучной лекции. Новый мозг понимает, что это нужно, он может рационально обосновать, почему нужно здесь быть и слушать лекцию. Но насколько хватает силы воли, если лекция не интересна, если там нет эмоций?
- Эгоизм:
По этому принципу работает древний мозг. Он управляет физиологическими процессами, происходящими в организме без участия сознания. И он включается только в тех случаях, когда речь идёт о его собственной выгоде, т.е. если действие как-то реально связано с выживанием. Можно делать что-то, что интересно и важно, но напрямую не связано с вашей выгодой. Но лишь до той поры, пока не потребуется приложить действительно значительные усилия. Поэтому в тех случаях, когда вы ставите серьёзные цели, нужно чётко понимать свою собственную выгоду. Что вы лично получите, если сделаете это.
Есть масса примеров, когда женщины решают похудеть для своих мужей. Этот вариант не работает и понятно, почему. Чтобы похудеть, нужно изменить образ жизни, это серьёзная задача, которая требует непосредственного участия Древнего мозга. Это можно делать только для себя. Не для кого-то другого.
- Приоритеты:
Нужно заранее понимать, чем вы готовы заплатить за достижение цели. Это и есть расстановка приоритетов. Всем, что располагается ниже вашей цели, можно заплатить, пожертвовать. Чем отчётливее человек это понимает, тем активнее он готов действовать. Потому что расставлены акценты и определены ценности. А за свои ценности люди готовы бороться и с обстоятельствами, и с другими людьми.
Кроме того, расстановка приоритетов и определение того, чем вы готовы заплатить, отлично помогает найти ресурсы для достижения вашей цели. Потому что то, чем вы готовы заплатить — это и есть ваши ресурсы. Вы можете их использовать, вложить. И чем важнее цель, тем больше у вас ресурсов.
- Контраст:
Этот принцип особенно важен для древнего мозга. Потому что древний мозг работает как рубильник — в одном из двух положений: вкл или выкл. Он не понимает полутонов, он понимает только да или нет, хорошо или плохо, боль или удовольствие. Поэтому нужно чётко представлять, чем вам плохо сейчас, без достижения цели, и как вам будет хорошо потом, когда вы достигнете цели.
Понимать (это рационально, для нового мозга), представлять (это образно, для среднего мозга) и чётко различать, что тут — плохо, а там — хорошо (это контраст, для древнего мозга).
Чем чаще вы это проговариваете, представляете и ощущаете, тем мощнее становится ваша мотивация.
- Реальность:
Достижение цели должно восприниматься как реальное. Новому мозгу мы это объясняем рационально, с фактами и цифрами. Среднему мозгу мы показываем это на примерах, сравнениях и образах. Древнему мозгу мы это внушаем постоянным проговариванием (если это действительно необходимо, если цель на самом деле сложная).
Не забываем о том, что реально — не то, что происходит в действительности. Реально — то, во что верит ваш мозг.
- Варианты:
Нет смысла начинать действовать, если у вас вообще нет никаких вариантов того, что можно сделать. Поэтому мотивация предполагает варианты, план действий. Когда мы мотивируем себя, мы об этом помним. Но обычно забываем, когда мотивируем других. Считаем, что наше дело — зажечь, а там человек сам поймёт, что нужно делать. Это не верно.
У человека должны быть какие-то варианты действий. Конкретных действий, к которым можно приступить прямо сейчас. Поэтому если мы мотивируем другого человека, мы должны ему предложить какой-то план. Он может его изменить, но у него должен быть вариант. Иначе действия, скорее всего, не будет.