После принятия поправок в Закон о Торговле в части сроков оплаты за поставленные продовольственные товары и порядка предоставления документов я слушал самые разные мнения. С точки зрения "буквы" новой редакции Закона о Торговле получается, что сеть должна оплатить товар в течении строго определённого количества дней с даты поставки, а поставщик должен "при случае" привезти документы. Лучше — в течении трёх дней. Это уже несправедливо по отношению к ритейлеру… Как же комментирует ситуацию ФАС и практика применения ЗОТ в 2017 году.
Как все мы знаем, 15 июля вступили в силу поправки в Закон о торговле и после этого все деловое сообщество пребывает в глубоком недоумении. Как жить дальше? В розничной торговле "крутятся" миллиарды рублей и от того, как эти миллиарды будут поделены, зависит благосостояние очень многих весьма влиятельных людей. Конфликт интересов налицо. Кроме того, сотрудничество поставщика и розничной сети очень многогранный процесс, затрагивающий вопросы реализации и взаимодействия с покупателем, товародвижения, выкладки, продвижения, документооборота, работы с браком и неликвидами и т.д. Исчерпывающее ответить на все вопросы в одном документе невозможно. Соответственно, возникают вопросы, которые требуют комментариев и выработки "подзаконной" официальной позиции. А ввиду наличия конфликта интересов… Все это очень сложно.
Так какие же разъяснения дала ФАС 18 ноября и кому это выгодно. Вторая часть разъяснений посвящена правилам оплаты товаров.
О приёмке и оплате товара
Очень примечательные комментарии. Приведу их целиком, выделив и прокомментировав самые интересные моменты.
Части 7 и 8 статьи 9 Закона о торговле устанавливают срок оплаты поставленного товара и срок представления поставщиком документов, относящихся к поставке такого товара. Между тем, данные положения не регулируют вопросы защиты покупателем своих прав в случае нарушения обязательств со стороны поставщика (в частности, непредставление надлежаще оформленных сопроводительных документов). Для этих целей следует руководствоваться положениями ГК РФ, договора, регулирующими последствия поставки товара с нарушением обязательства поставщика передать относящиеся к товару документы, при этом должны учитываться нормы специального законодательства, регулирующего оборот отдельных видов продовольственных товаров (например, алкогольная продукция, продукты животноводства). При этом принятие продовольственного товара одних поставщиков в отсутствие документов и отказ от принятия товара других поставщиков (в т.ч. при не предоставлении документов, подтверждающих нахождение товара в законном обороте) при прочих равных условиях может рассматриваться в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Комментарий: таким образом при защите своих прав сеть имеет право потребовать внесения в договор пунктов, которые защитят её интересы, в том числе штрафов, размер которых законодательством не регулируется. Правила должны быть одинаковы и, что важно, одинаково действовать для всех. Т.е. приём товара одних производителей и отказ от приёма других (а в последствии, опасаюсь — применение штрафов к одним и неприменение к другим) является дискриминацией. По моему, это попытка защитить небольших безответственных поставщиков, у которых нет технологий, чтобы работать качественно, и нет рыночной силы, чтобы согласовать разумные условия. Теперь они смогут говорить: "А вот Кока Колу вы приняли…"
Согласно части 8 статьи 9 Закона о торговле не позднее трёх рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять. В соответствии с частью 2 статьи 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю её принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Следует также отметить, что в законодательстве Российской Федерации не раскрывается понятие "фактическое получение товаров". Таким образом, хозяйствующие субъекты в рамках заключения договора поставки продовольственных товаров вправе самостоятельно определять условия и порядок приёмки-передачи товаров (за исключением срока передачи документов, превышающего трёхдневный срок, установленный частью 8 статьи 9 Закона о торговле), требования к формам и содержанию документов, относящихся к товарам и поставкам товаров, а также действия в случае представления некорректно составленных документов или документов, содержащих недостоверные сведения.
Комментарий: если в договоре не указан перечень предоставляемых при поставке документов — сеть должна принять товар "на общих основаниях" и ждать оставшиеся документы. Если же, допустим, в спецификации, указать перечень документов, предоставляемых с товаром, и являющихся "относящимися к нему документами", то, согласно ГК, "фактическая передача товара" не произошла и за него можно не платить…
Реплика: после небольших разъяснений пришли к следующим выводам: так как список документов, при котором товар должен быть принят, не определён, то сеть может самостоятельно составить список обязательных документов и не принимать товар без документов. Но даже если принять товар, за него можно, как и раньше, не платить до предоставления полного пакета документов, т.к. не произошло "фактическое получение товара".
Получается, ничего не изменилось?
В реальности все сети разделились на три группы:
- Те, кто соблюдал сроки оплаты и до принятия поправок. Эти сети просто стали платить раньше.
- Те, кто и раньше жёстоко "динамил" поставщиков. Они все так же "динамят" и, я думаю, будут задерживать оплаты до тех пор, пока ФАС не начнёт проверять своевременность оплат.
- Те, кто создавал видимость своевременной оплаты, но теперь стал опасаться. Эти компании придумывают разные сложные схемы. И уже есть их понимание и рекомендации поставщикам о том, как с этим бороться.